Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 сентября 2016 г.
  4. № 37 (6567) (21.09.2016)
Искусство Общество

Архитектура – это искусство, а не «услуги по строительству»

21 сентября 2016
«ЛГ» № 31, 2016

Современное зодчество нуждается в защите


С большим интересом прочёл в «ЛГ» знаменательную статью А. Замостьянова «Священные камни «застоя», где впервые в массовой печати прозвучал голос в защиту нашей архитектуры послевоенного времени. Нас, архитекторов, со времён хрущёвской перестройки добрым словом особо не жаловали, что же говорить о последних десятилетиях рыночной экономики, когда труд зодчего низвели до уровня «обслуживающего персонала»…


37-18-2.jpg
Сочи, железнодорожный вокзал «Олимпийский парк», 2013 год; архитекторы: Н. Явейн (руководитель), В. Зенкевич, В. Романцев
37-18-3.jpg
Тула, Академический театр драмы, 1970 год; архитекторы: В. Красильников, А. Попов, В. Шульрихтер
37-18-4.jpg
Москва, театр «Мастерская Петра Фоменко», 2004 год; архитекторы: С. Гнедовский, М. Гаврилова, М. Крылов, И. Захаров, О. Барсукова, конструктор С. Гнедовский.
В последние годы произошли серьёзные сдвиги в общественном сознании. На государственном уровне сделаны важные шаги по сохранению исторических памятников русской архитектуры. Но возникает вопрос: почему мы пытаемся сохранять прошлые достижения, но не дорожим тем, что создаётся в наше время? Ведь сегодняшний день для наших потомков станет прошлым, в котором будут цениться его художественные достижения.

К сожалению, сегодня утрачены представления об архитектуре как культурной ценности. Архитектура перестала быть значимым явлением и в «высших сферах», и в обыденном сознании, и даже в нашей профессиональной среде, как будто смирившейся с ролью участников строительного процесса.

А ведь архитекторы испокон веков создавали такую среду обитания, которая не просто делала жизнь комфортнее, но и формировала чувство привязанности к малой родине. Рискну предположить, что, например, любовь к Петербургу его жителей главным образом связана с окружающей их архитектурой.

В этой связи мне трудно понять, как можно рассуждать о национальной идее без понимания роли зодчества в её формировании. Осознают ли наши идеологические и культурные руководители, что для будущих поколений необходимо создавать капитальные, зримые свидетельства о нашем времени? Мне кажется, что последние 25 лет истории Российского государства, бурные и неоднозначные, всё-таки заслуживают того, чтобы оставить о себе достойную материальную память. Для этого в первую очередь необходимо избавиться от укоренившегося стереотипа, что архитектура – это услуги по строительству. Архитектура – прежде всего искусство. А строители – конечно, важные, но лишь участники воспроизведения архитектурного замысла.

Мне кажется важным обратить внимание широкой общественности на необходимость бережного отношения к тому достойному, что создают архитекторы сегодня. Почему-то считается, что достопримечательности строились когда-то, а сейчас их уже делать не могут. Внедрение в народное сознание таких идей наносит огромный ущерб не только нашей профессии, но и всей культуре, поощряет сугубо коммерческое отношение к современной архитектуре, к строительству однодневок.

При этом общество пытаются убедить, что без иностранцев наши архитекторы ничего не могут. Примеров масса, один из самых ярких – парк развлечений у стен священного Кремля на месте гостиницы «Россия»… Почему бюджетные деньги и частные средства поддерживают чужие архитектурные школы?

Конечно, архитектура как искусство в нашей стране продолжает существовать. Значимые работы отмечают премиями и наградами. Союз архитекторов проводит смотры и фестивали. За последние 30–40 лет созданы десятки ярких работ. И я считаю, что эти произведения, прошедшие профессиональную оценку, необходимо поставить на государственную охрану, чтобы не допустить изменения их внешнего облика, авторского стиля. Я убеждён, что это в равной степени относится и к произведениям монументального искусства, без которых не обходятся настоящие произведения архитектуры.

Сохранять прошлое можно только дорожа сегодняшним и думая о будущем. Это ясно нам, архитекторам, которые и создают образ эпохи. Но чтобы современная архитектура получила общественное признание, воспринималась как явление культуры, искусства, необходима серьёзная просветительская работа, и не только среди рядовых читателей.

Владилен КРАСИЛЬНИКОВ, народный архитектор РФ, академик Российской академии художеств

Тэги: Архитектура
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • На дружелюбной Пятницкой

    28.10.2020
  • Как хороший учебник архитектуры…

    29.07.2020
  • «И Зингер весело поёт…»

    22.07.2020
  • Снесли «шахматный дом»

    08.05.2019
  • Уникальный памятник могут снести в Нижнем

    29.03.2017
  • Священные камни «застоя»

    47 голосов
  • Снесли «шахматный дом»

    23 голосов
  • «Русское деревянное»: уютное и тёплое

    18 голосов
  • Уникальный памятник могут снести в Нижнем

    14 голосов
  • Не сгинет потаённая Москва

    7 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS