Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 сентября 2016 г.
  4. № 37 (6567) (21.09.2016)
Образование

Литература не знает границ

Выпуск 1 (20), 2016

21 сентября 2016
Государственный секретарь Союзного государства России и Белоруссии Григорий Рапота награждает победителя конкурса Наталью Гресь

В июле в Москве прошёл финал конкурса «#СилаСлова», объявленного Постоянным Комитетом Союзного государства совместно с Международным информационным агентством (МИА) «Россия сегодня».

В конкурсе на лучший урок литературы приняли участие более 100 преподавателей словесности из России и Белоруссии. Обязательное условие – возраст участника не должен был превышать 28 лет. Нетрудно предположить, что и педагогический стаж таких учителей был весьма скромным, а в финальную десятку (по пять педагогов из каждой страны) попали в основном и вовсе «новички» – те, для кого наступивший сентябрь стал всего лишь вторым в педагогической практике.

Уточнение возраста – не праздное условие. И в России, и в Белоруссии огромный дефицит именно молодых словесников. И одной из целей конкурса была проверка педагогического резерва. Конкурсантам для презентации урока литературы предложили на выбор пять тем: «Проза военных лет: русские и белорусские писатели – против фашизма»; «Хроники непобеждённого города». «Блокадная книга» Даниила Гранина и Алеся Адамовича»; «Души и державы опора. О служении Отечеству в произведениях русских и белорусских писателей»; «Как ветви одного дерева». «Судьбы поэтов России и Белоруссии в ХХ веке»; «Полесская хроника» Ивана Мележа: люди, прошедшие через Время».

Тема патриотизма, национального самосознания, героизма наших народов в самой страшной войне объединила молодых педагогов от Якутии и Крыма до Гомеля и Бреста. Четыре месяца (с апреля по июль) молодые преподаватели заочно состязались в умении отыскать «золотой ключик» к сердцам своих учеников. Педагоги должны были разработать сценарий своего урока, прислать на конкурс его презентацию и видеофрагмент. Судьбу конкурсантов решало компетентное жюри, в состав которого вошли учёные-литературоведы, профессора вузов, представители министерств образования России и Белоруссии.

Торжественное награждение обладателя главного приза и девяти лауреатов состоялось в конце июля в рамках экспертно-медийного семинара «Формирование эффективного гуманитарного пространства Союзного государства». «На подиум» пригласили десять финалистов: Юлию Бояровскую из Барановичей, Анастасию Брянцеву из города Заводоуковска Тюменской области, Наталью Гресь из белорусского села Малейковщизна, что под Лидой, Анастасию Жуковец из Минска, Екатерину Князеву из города Радужного Владимирской области, Светлану Морозовскую из Молодечно, Ольга Пимаеву из Могилёва, Ольгу Салищеву из Новосибирска…


Sl-37-4-2.jpgSl-37-4-3.jpg
лауреаты «#СилыСлова» преподаватели литературы сочинец Николай Пронев и москвичка Дарья Лобанова
лауреаты «#СилыСлова» преподаватели литературы сочинец Николай Пронев и москвичка Дарья Лобанова

В десятку сильнейших пробились также единственная москвичка – преподаватель литературы и русского языка гимназии № 1583 Дарья Лобанова и единственный педагог-мужчина – Николай Пронев из Сочи. Конечно, Николай был нарасхват у журналистов как самый «экзотичный» из финалистов.

Из пяти предложенных тем Николай выбрал самую, на мой взгляд, глубокую: «Души и державы опора».

– Перед учителем стоит задача самому дать ответ, что является опорой души и державы, а потом поразмышлять на эту тему уже с детьми, – говорит Николай. – Мы пришли к выводу, что «души и державы опора» – это память. А литература является эквивалентом памяти. К сожалению, дети стали меньше читать. Литература, если хотите, превратилась в элитарный вид искусства. Чтобы её любить и понимать, необходимы усилия, которых не всем хватает. Особенно детям. Вчитываться, вдумываться в прочитанное гораздо труднее, чем водить мышкой по экрану компьютера. Мой личный подход: литература – это инструмент, с помощью которого дети познают не просто жизнь как таковую, а её сложные стороны. Только не надо стремиться к тому, чтобы пятиклассник понял, скажем, «Войну и мир» так, как этот роман поймёт сорокалетний читатель. Страдает методика преподавания.

Горькая правда, – продолжает молодой учитель, – в том, что современные дети воспитываются вне культуры чтения. Качественную литературу у ребёнка отняли гаджеты. Но, заметьте, они отобрали у учителей не самого ребёнка, а только его внимание. Вывод? Глупо вступать в конфликт с технологиями. Иначе он неизбежно перерастёт в конфликт с самим учеником, а то и со всем «поколением гаджетов». Разумнее взять новые технологии в помощники. Закачайте в гаджеты нужный вам материал! Возьмите «врага» (новые технологии) в попутчики. Сделайте из него друга – и внимание ребёнка ваше. Бессмысленно плевать против ветра. И потом: книги сейчас «кусаются» – по 300–800 рублей за каждую. Не всякий способен её купить. А тут скачал – и читай в удовольствие.

Конкурсная работа Дарьи Лобановой была посвящена «Блокадной книге» Даниила Гранина и Алеся Адамовича. Чем дальше от нас самые страшные страницы в нашей истории, тем сложнее о них рассказать. И уж тем более – достучаться до обласканного временем «поколения пепси». Как объяснить детям (да и сама ещё вчера была ребёнком), что война не только пафос побед и гром оркестров 9 Мая, но и ежедневный каторжный труд, унижение человеческого достоинства, ежеминутная борьба со страхом, голодом, холодом?!

Как объяснить современному парнишке, которого папа подбросил до школы на дорогой иномарке, что его сверстника в блокадном 1942-м отец мог избить только за то, что сын съел его (отца) плитку казеинового клея, которым в мирное время ремонтировали рассохшуюся мебель?..

Учитель литературы Дарья Лобанова очень точно выбрала материал для конкурсного урока. «Блокадная книга» – не художественный вымысел, а документ века. Сильнейший по силе и замыслу. Читай. Запоминай. Работай душой. Взрослей вместе с книгой…

Тот урок литературы стал и уроком жизни. И для Дарьи, и для её класса. А победила в конкурсе «#СилаСлова» самая юная из участников – преподаватель русской литературы из города Лида Наталья Гресь. Наташе 23 года…


Sl-37-4-5.jpg

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Зинин, член жюри конкурса от России, председатель Федеральной предметной комиссии ЕГЭ по литературе:

– Представленные на испытание презентации уроков показали, что классическая литература для их авторов не «кабинетная», а живая дисциплина.

Тэги: Филология
Обсудить в группе Telegram

Сергей Рыков

Главный редактор газеты «Спортивная трибу... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Образы пространства в поэтическом мироздании Юрия Кузнецова

    27.09.2021
  • Филология как поэзия, поэзия как филология

    23.09.2020
  • Прямая речь

    29.07.2020
  • Рыцарь филологии

    23.10.2019
  • Право на самобытность

    23.05.2018
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
  • Езжай, мой сын, езжай отсель,..

    57 голосов
  • Искусство – точная наука

    38 голосов
  • Что пишем и что на ум пошло

    38 голосов
  • Иностранный как русский

    37 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS