Политическая карикатура
Григория Ликмана,
1926–1933.
– Новосибирск: Издательско-полиграфический центр НГУ, 2018.
– 226 с. – 500 экз.
В нынешние времена политическая карикатура многими воспринимается как нечто архаичное. И действительно, этот жанр не назовёшь авангардным, если сравнивать с эпохой, когда главным «каналом коммуникаций» были газеты с журналами (а не интернет с телевидением).
Почему же альбом карикатур, вышедший недавно в Новосибирске, воспринимается как нечто модное, «продвинутое». Потому что с ходу бросается в глаза эстетика 20-х годов ХХ века. В шрифтах, композиционных приёмах угадывается мощь великой эпохи. Эту эпоху эстетизировали, делали визуально привлекательной сотни, тысячи художников: великих, талантливых и с– рядовых «рабочих лошадок», занимающихся агитацией и пропагандой при клубах, на предприятиях, в журналах и издательствах.
Таким «рядовым» был в 20-е и начинающий художник Григорий Ликман. В позднесоветские времена он считался уже маститым новосибирским живописцем, а дебютировал как авангардист, карикатурист-график. До революции успел недолго поучиться в Строгановке, после – на рабфаке ВХУТЕМАСа, увлекался кубизмом и супрематизмом, жил в Москве, Челябинске, Томске, Новосибирске. Работал в губернской милиции заведующим художественной секцией, декоратором, преподавал рисование в школе…
Большая часть карикатур, представленных в альбоме, – новосибирского периода, когда Ликман сотрудничал с местными издательствами и газетами. Однако для современной аудитории представляет интерес не только знакомство с малоизвестными работами яркого самобытным художника. Эта книга – погружение в исторические обстоятельства, которые удивительным образом рифмуются с днём сегодняшним. Многие сюжеты в карикатурах Ликмана актуальны и узнаваемы. Чего только стоят разделы альбома «Кризис и санкции», «Бюрократы и казёнщина». Составители, редакторы не только «откопали» незаурядный материал, но и чутко уловили пульс нашего с вами времени.
Эдуард Скипин