Перейти к содержанию
  Понедельник 25 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    12 сентября 2018 г.  № 37 (6658) (11.09.2018)
Телеведение

Седьмой кадр

О тех, кто не на экране, а за ним
12 сентября 2018

В разговорах о составе сотрудников телевизионного вещания нередко в ходу бывает сравнение с айсбергом, большая часть которого скрыта под водой, тогда как нашему взору доступна лишь немногочисленная видимая часть: дикторы, ведущие, актёры и другие медийные лица. Продюсеры, режиссёры, операторы, редакторы, гримёры и представители других профессий, без которых в свет не выйдет ни одна программа, как правило, остаются за кадром. Но есть на телевидении и такие люди, которые, как говорится, располагаются вблизи от «ватерлинии», то есть одинаково активны и в подготовке передач, и не боятся показаться перед объективом телекамеры. Одной из наиболее интересных персон такого плана является Александр Жигалкин.

Уверен, что многие читатели при упоминании этой фамилии с искренним недоумением спросят: «А кто это такой?» Если же мы предъявим им портрет нашего героя, то заядлые любители ТВ, вероятно, пробормочут: «Где-то я этого мужика видел...» И только единицы опознают его в качестве продуктивного, активно работающего на телевидении режиссёра. А стоит только перечислить популярные, широко известные и – не побоюсь этого слова – любимые народом проекты, к которым этот мастер своего дела приложил творческую руку, то все сразу загомонят: «Ну конечно... Видели... И как мы только не задумывались, чтó за человек на протяжении многих лет занимался постановкой этих весёлых программ!..»

«Воронины», «Дорогая передача», «Кто в доме хозяин», «Одна за всех», «Папины дочки» – все эти развлекательные комедийные сериалы, ситкомы (ситуационные комедии), скетч-шоу были созданы при деятельном участии режиссёра и актёра театра, кино и телевидения Александра Жигалкина. Большая часть этих задумок была реализована и осуществлена благодаря сотрудничеству с продюсером Вячеславом Муруговым, без которого немыслимо успешное и многолетнее продвижение в эфир этих проектов. Но львиная доля творческой работы здесь проделана, как кажется, именно Жигалкиным.

Нет сомнений, что среди читающих эти строки найдётся немало скептиков, которые скривят губы в презрительной усмешке: дескать, всё это – юмор не самого высокого пошиба, а зачастую – на наш экран пересаживались адаптированные западные шоу.

Что тут сказать? Действительно, в ряде случаев создатели передач ориентировались на американские образцы. Так, например, сериал «Воронины» был поставлен по модели ситкома Ф. Розенталя «Все любят Реймонда» (каналСВS). Но, во-первых, может быть, это именно тот случай, когда не надо заново изобретать велосипед. В конце концов сто раз говорилось о том, что мы и американцы на многие шутки реагируем похожим образом. А, во-вторых, замечательные актёры Борис Клюев, Анна Фроловцева и другие сумели привнести в характеры своих персонажей столько родного, русского, что забываешь о какой-либо адаптации. То же самое можно сказать о звёздах «Папиных дочек» Елизавете Арзамасовой, Нонне Гришаевой, Андрее Леонове, Кате Старшовой (Пуговке) и их партнёршах.

Касательно качества юмора можно возразить, что это во многом – дело вкуса. Лично мне тоже далеко не всегда было смешно и интересно. Хотелось чего-то более тонкого и не ширпотребного. Но... не может высоколобый юмор быть по зубам широкой телевизионной публике! Кто-то должен позаботиться и о «малых сих». При этом создатели перечисленных передач никогда не скатывались на сальный уровень «Комеди клаба» или пошловатых выступлений дуэта Петросяна–Степаненко, которые ныне своим бракоразводным процессом на всю страну подтверждают, что артисты комедийного жанра во многом соответствуют своим комическим персонажам. Быть понятным для самого неподготовленного зрителя и в то же время не опускаться ниже плинтуса – заслуга в этом принадлежит прежде всего Александру Жигалкину.

Однако вряд ли мне бы захотелось взяться за перо, если бы в копилке этого режиссёра не было такого проекта, как скетч-шоу «6 кадров». В этом проекте, как кажется, он достиг наибольшего успеха. Гармоничный состав актёров – Галина Данилова, Фёдор Добронравов, Сергей Дорогов, Андрей Кайков, Ирина Медведева и Эдуард Радзюкевич – позволил этому ансамблю разыгрывать сценку любой тональности: от чёрного юмора до лёгкой насмешки. Их непутё­вые супруги, чиновники, полицейские, интеллектуалы, бомжи выглядели на экране удивительно органично и узнаваемо. Столь же мастерски исполнял свои немногочисленные роли и сам режиссёр, становясь тем самым седьмым кадром этого проекта.

Заслуживает уважения также и то, что, обращаясь к щепетильному историческому материалу (в образах Ленина, Сталина, Брежнева, энкавэдэшников, партизан, гитлеровцев и т.д.), режиссёр и актёры удержались от излишней карикатурности и шаблонной подачи этих образов.

Очевидно, в том и заключается секрет успеха режиссёрских работ Александра Жигалкина и его команды, что в большинстве случаев они воздерживаются от издёвки и уничи­жения своих персонажей. Оказывается, присутствие в коротких сценках и диалогах простой человеческой доброты, сочувствия к людям и понимания их проблем способно вызвать доверие и желание легко, по-простому посмеяться над комическим героем, улыбнуться смешной ситуации, а то и задуматься над несуразностями и перекосами, которых хватает в нашей жизни.

Под луной нет ничего вечного, а на ТВ и тем более. Приходит срок естественного прекращения любого проекта. Вероятно, в год своего пятидесятилетия Александр Жигалкин вынашивает, а может, и готовит к эфиру новые проекты. Пожелаем ему движения вверх и вперёд, а никак не на­оборот. И не забывать о своём седьмом кадре.

Сергей Казначеев

Сергей Казначеев
67

Сергей Казначеев


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Комплекс Грушницкого

03.08.2022

Право слова

20.07.2022

Как отзовётся имя в веках

29.06.2022

Опасная футурология

08.06.2022

Мой деревянный район

01.06.2022

Чёткий

91 голосов

Два Третьякова

54 голосов

Право слова

39 голосов

Человек-зигзаг

37 голосов

Территория Прокопенко

32 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты