Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 сентября 2019 г.
  4. № 37 (6704) (11.09.2019)
Литература Библиосфера

Итальянское соло для русских судеб

11 сентября 2019

Риша Киник. Всегда найдётся тот, кто разобьёт шары: роман. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2019. – 224 с.


Роман Риши Киника «Всегда найдётся тот, кто разобьёт шары» написан в очень сложном жанре психологической эпопеи. Далеко не всем, кто замахивается на подобное, удаётся достичь должного художественного эффекта. Трудность здесь в том, что движение характеров не всегда очевидно, и писателю требуется совершенный инструментарий, чтобы с этой задачей справиться. Риша Киник ведёт нить повествования виртуозно, каждый поступок героев искусно мотивирует и не позволяет сюжету нигде провиснуть. В центре повествования судьба русской женщины в современном мире. Какие только приключения не ждут героиню по имени Юлия на страницах романа. Автор словно нарочно ни в чём не ограничивает её, чтобы показать характер в самых высших эмоциональных точках, когда не разум правит человеком, а сама судьба. Вследствие этого приёма образ получается выпуклым и многогранным.

В композиционной структуре этот образ напоминает солнце, вокруг которого движутся планеты-персонажи. Не сказать, что Киник в таком построении новатор, но за счёт показа ярких и своеобычных личностей текст организуется оригинально, никакой банальности и запрограммированности тут не сыщешь. Автор весьма рачительно распределяет череду кульминаций, и с каждым разом драматизм этой истории усиливается. Киник не стремится приукрасить жизнь, он задаётся вопросами вечными и в любом несчастье ищет вселенский смысл. Когда дочитываешь первую половину, думаешь: что же ещё может произойти? Казалось бы, все тяготы, все потрясения, которые возможны в одной жизни, героиня уже и пережила. Но в том-то и мастерство, и подлинная любовь к персонажу, что автор не стремится к эффектам, он моделирует жизнь, а её течение чаще интересней, чем законы литературной формы.

Отрадно отметить, что у автора совсем ненатужно получается изобразить жизнь современных итальянцев (героиня много живёт в Италии и даже выходит замуж за итальянца), а также то, как инкорпорируются в тамошнюю жизнь жители России и бывших стран СССР. Это в принципе важная тема в романе, в ней автор ловит воздух свободы, анализирует стремление человека, меняющего место жительства, найти себя, и в то же время сам эту свободу ограничивает, полностью выхолащивая из темы жизни за рубежом все мифологемы.

Во второй половине романа читателя ждут повороты не менее удивительные, чем в первой.

Юля балансирует между везением и невезением, горем и радостью. Автор создаёт характер, который никогда не сдаётся, характер, несомненно, позитивный, но при этом и неустойчивый, характер для современной прозы довольно новый, не отягощённый рефлексией.

Рецензируя этот роман, следует написать и о том, что Юлия – персонаж, выстраивающий свою жизненную линию в контексте всех, кто её окружает. Часто встречается сегодня ситуация, когда все персонажи, кроме главных, достаточно случайны и необязательны, не прописаны и легко заменяемы. За этим романом такого не замечено. Харизматичен и по-европейски ускользающе энтропичен образ Антонио, итальянского мужа Юли, и все родственники также узнаваемы.

Стиль романа весьма подробен, ни одна деталь не признаётся незначимой, каждая биография излагается прилежно, и в этом твёрдое убеждение автора, что читателя нельзя запутывать, он должен видеть человека в прозе живым, таким, каким он мог бы быть в жизни. Отсюда предельная правдивость, нежелание ничего типизировать, и отсюда же главное качество этого романа – полное отсутствие стремления кому-то понравиться или встроиться в какое-нибудь эстетическое течение.


Тэги: Книжный ряд
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • Калейдоскоп жанров

    14.02.2025
  • На дальней станции сойду…

    29.08.2024
  • Возвращённая земля

    28.06.2024
  • Семнадцать градусов дождя

    26.04.2024
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Полёт над границами века

    88 голосов
  • Самый объёмный за всю историю

    81 голосов
  • Листая века и виденья

    75 голосов
  • ЧелоВек

    56 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS