Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 сентября 2019 г.
  4. № 37 (6704) (11.09.2019)
Литература Библиосфера

Такой печальный

11 сентября 2019

Анна Саед-Шах, Олег Хлебников. Навсегда. – Время, 2019. – 160 с. – 1000 экз. (Поэтическая библиотека).


Книга прицельно точно названа. И в первую очередь это касается авторов. То есть «навсегда» вместе в этой жизни, под одной обложкой и даже – какое-то время за пределами человеческого бытия. Почему «какое-то»? Что делать, даже самые лучшие поэтические произведения забирает Лета, хотя и не всегда… Противоречие? Да. Любое произведение искусства субъективно, противоречиво, но – зачастую так пленительно, что становится частью жизни читателей. В аннотации издательства написано: «Представьте себе, что Лаура отвечает Петрарке не менее изящными словами и всё это под одной обложкой». «Навсегда» именно такая книга.

Всё в этой книге – любовная лирика. Так ведь и жанр старинный. Целую полку в другие времена можно было составить из таких стихотворных посланий, писем, объяснений в форме изящной словесности. Но в последнее время я таких изданий не замечал. Теперь – есть. Вчитывайтесь. Запоминайте слова ушедшей от нас поэтессы Анны Саед-Шах и живущего за двоих поэта Олега Хлебникова.

Лаконичность, простота и мастерство строк авторов показательны и примечательны для читателя. На первый взгляд генезис такой поэзии определить нетрудно: классические размеры, зачастую точные рифмы, находки, метафоричность только тогда, когда из метафоры вытекает обусловленный смысл, а не заумь, замешенная на современных спецэффектах. И ещё нацеленность на точность высказывания, когда этого требует течение стихотворения. Ну и оглядка на всю классическую русскую поэзию, которая, как огромное меловое облако, высится над лучшими стихотворениями книги.

Этот сборник, этот своеобразный жизненный диалог поэтов следует читать неторопливо. По-другому лучше не читать совсем. Авторы как бы продолжают друг друга. Бытовая история благодаря поэзии, страсти, смятению становится впечатляющим фактом искусства. Если действительно «воздух поэзии – непринуждённость», то вот навскидку: «Но, прижавшись к тебе случайно, / я спрошу в суматохе дел: / – Ты откуда такой печальный / в мою ясную жизнь влетел?» И через несколько страниц как бы ответ О.Х.: «Это ты, проходящая дрожью по коже, / меж столами проходишь, доступная взглядам. / И ни складочкой на тебя непохожа / та, что, всё позабыв, просыпается рядом». И если в этих строках непринуждённость соединяется с некоторой сдержанностью, то вот ещё один шаг и – пробивают «африканские страсти»: «Изорви одежду в клочья – / я уйду нага, как осень. / А потом смешайся с ночью – / я найду тебя… на ощупь». И через страницы она же: «Да кто ты мне, собственно, будешь такой: / не брат и не сват, не друг, не любовник, / не сын и не муж, не вор, не садовник, – / так близко живёшь почему?»

Подлинно тут уж совсем библейские вопросы, уходящие в древность… И как бы отвлечённый, но в своей отвлечённости правильный ответ поэта: «Хорошо песок струится, протекая / сквозь пальцы и мгновений живое решето. / Хорошо, что рядом – радость такая! – / море, которое не переплывёт никто». Наверняка ценитель поэзии заметит, что несмотря на то, что авторы находятся под одной обложкой, их поэтика всё-таки отличается. И если пристально всмотреться, то отличается – весьма. Иначе и быть не может. А сближает не только совместная жизнь, это как раз для искусства не самое главное.

Процитирую современного классика: «Ничего более русского, чем язык, у нас нет. Мы пользуемся им так же естественно, как пьём или дышим». В этой фразе, по-моему, и заключается ответ (или часть ответа) на поставленный вопрос. Поэтов объединяет существование в пространстве поэтического языка. Давно замечено, что смерть, уход человека из жизни многое меняет: умножает силу настоящих стихов, изменяет портреты ушедших…

Нетрудно заметить, что многие строфы книги написаны в дар памяти, они как бы оплачены ценой свиданий и прощаний… Прощаний, которые могли случиться со многими, но именно сочинители могут запечатлеть в строке, окаймить рифмой то ушедшее, которое равноценно собственной жизни-любви. Это трудно, это почти невозможно. Но ведь и древние Востока говорили: прекрасное – трудно! Два поэта под одной обложкой сумели выйти на этот уровень.


Тэги: Книжный ряд Анна СаедШах Навсегда
Обсудить в группе Telegram

Евгений Чигрин

Евгений Михайлович Чигрин (род. 16 сентября 196... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • Калейдоскоп жанров

    14.02.2025
  • На дальней станции сойду…

    29.08.2024
  • Возвращённая земля

    28.06.2024
  • Семнадцать градусов дождя

    26.04.2024
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Итальянское соло для русских судеб

    117 голосов
  • Полёт над границами века

    88 голосов
  • Самый объёмный за всю историю

    81 голосов
  • Листая века и виденья

    75 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS