Стало модным повторять, что мир никогда не будет прежним. Пандемия остро высветила проблемы информационной инфраструктуры в образовании, качества обучения и способности самостоятельно, без учителя, получать и усваивать знания. В отличие от школ многие вузы в новом учебном году оставили студентов на дистанционном обучении: ряд экспертов считает, что комбинация офлайн- и онлайн-подготовки станет наиболее оптимальной моделью обучения специалистов. Член Союза писателей России философ Евдокия Лучезарнова уверена, что с информацией нужно уметь работать, ведь это своеобразный пропуск в человечество с его движениями, словами и мыслями. Никто не знает, что ждёт нас в будущем, поэтому уже сейчас необходимо непрерывно развивать свой разум.
– Евдокия Дмитриевна, несмотря на широкое распространение термина «информация», это понятие является предметом дискуссии у многих учёных. Какое смысловое наполнение в это слово вкладываете вы?
– Информацию можно представить в виде занавеса, состоящего из нескольких слоёв, или уровней. Весь занавес – это полная информация обо всём и всех. Занавес открывается поэтапно, частями – и какая-то информация к нам выходит первой, а затем уже будет подтягиваться другой уровень, или слой, один за другим. Есть доступная информация, которая всё упрощает до очень чётких определений и пытается раскладывать по полочкам, структурировать; она не в состоянии взять всю целостную картину происходящего. Другой тип информации вас приводит к желанию знать как можно больше, не просчитывая выгоду, которую можно извлечь в дальнейшем. Эта информация позволяет видеть протяжённость во времени любого события. У человека появляется возможность в процессе сразу выходить на причины любого события и прогнозировать следствия.
– Почему какие-то данные усваиваются мозгом просто, а другие требуют колоссальной концентрации?
– Информационное поле, окружающее нашу планету, Вернадский назвал ноосферой. В ноосфере существуют определённого рода «мешки» или «пакеты» информации. Подключаться к этим информационным пакетам можно, владея определёнными «ключами» или определённым «пропуском». Эти «ключи» находятся внутри самого человека и напрямую связаны с нашим сердцем, а точнее, с его открытостью и нашей способностью вмещать что бы то ни было. Основная проблема современного человека – это закрытое сердце. Когда сердце не открыто, человек не может усваивать информацию без искажений – идёт пробуксовка.
– Всегда ли, на ваш взгляд, человеку необходим социум? В принципе, многие учились заочно или онлайн задолго до пандемии – дистанционные способы образования не стали каким-то нововведением…
– Нам всегда очень хочется проговорить друг с другом, пообщаться, обменяться информацией. Информация позволяет описать происходящее, пересказать прочитанное или услышанное, иметь друзей. Когда мы начинаем общаться друг с другом, у нас появляются свои устойчивые комбинации живых носителей, с которыми мы с удовольствием делимся всем происходящим вокруг. Таким образом, у каждого человека есть публичная, или общественная, жизнь. Это жизнь среди того этноса, в котором мы оказались, среди себе подобных. Публичная жизнь называется информационной жизнью. Информация необходима этносу. Поэтому, если есть люди, если есть их «мозги», они обязаны общаться друг с другом, и они с удовольствием общаются на стадии информации, на фазе информации.
– Евдокия Дмитриевна, можно ли предположить, что общение человеку ещё и потому необходимо, что с человеческой речью связано действие разума – как осмысления всего?
– Любой разум состоит из набора информационных блоков и является информационным образованием. Разум всегда дорожил знаниями. Знания проходят путь: символ – импульс – знак. Кроме того, разум очень дорожит временем. По сути, разум – это и есть время, прошедшее через человеческий мозг. Чем человек выше по иерархии, тем он больше времени может в себя вобрать, а потом чем он добрее, тем больше он может отдать другим. Но время может пройти только через образованного человека, то есть человек должен уметь работать в схемах. Он как минимум должен знать математику, филологию, потому что когда человек учится, у него мозг тренируется. И чем мозг больше, чем больше любит учиться, тем больше времени он в себя вбирает. Я это называю «степень обучаемости». И если человек готов учиться всю жизнь и постоянно ищет, где бы ещё поучиться, значит, он берёт в себя больше времени.
Любая сфера жизни – информационный блок
– В современной профориентации встречаются термины «hard skills» и «soft skills». Первые отвечают за профессиональные навыки, например вождение автомобиля, математику, чтение. Вторые – помогают работать с информацией, не отстать от жизни и уверенно чувствовать себя в профессии. Ценным работником становится не тот, кто много выучил, а тот, кто умеет быстро учиться и подстраиваться под ситуации (как в случае с пандемией). Как вы считаете, связаны ли эти навыки напрямую с разумом человека и можно ли их развивать?
– Если ты разумен, значит, ты отстраняешься от того, что считаешь собой, и начинаешь наблюдать за этим существом со стороны. Происходит первый опыт расщепления, или опыт разума. И появляется цель. Теперь есть цель познать ту величину, которой ты сейчас являешься, а дальше, после наблюдения за этой величиной, можно её откорректировать. Если вы разумны, первое, что вы умеете делать, – наблюдать. Второе – анализировать. Третье – прогнозировать. Четвёртое – лонгировать. Пятое – сортировать. И только потом – корректировать. Потому что, прежде чем корректировать, надо успеть отсортировать: «Это надо мне, это мне не надо. Это я оставляю как опыт. Это я убираю от себя навсегда». Разумный человек становится более лёгким, его язык развивается, словарный запас увеличивается, речь становится выстроенной, красивой. А главное – мозг такого человека всегда способен вычленить тему. В человеческом разуме идут изумительные тематические и идеологические отработки. И человеческий разум всегда и во всём ищет смысл. Каждый человек прежде всего должен в себе развить сначала природный ум, затем просто ум и, наконец, разум. Отличие здесь огромное, вычисляется по вместимости информации.
Беседу вела
Евгения Кайгородцева