Не так давно мы с радостью отмечали, что в программе РЭБ, которую, правда, быстро закрыли, зазвучали стихи. Патриотические. О мире, войне и России. И не фальшивые «ура, да здравствуй», а искренние, глубокие – тютчевско-лермонтовской традиции. Это было так непривычно.
Участвовали авторы «ЛГ» Анна Ревякина, Игорь Караулов, певица Юта и другие, впервые появившиеся на Первом канале поэты и артисты. В каких программах, на каком из центральных каналов можно было услышать поэтическое слово о Родине, о русском солдате, о женщине, которая его ждёт, о гибели любимого на Донбассе? А таких стихов с 2014 года написано много. Многих талантливых поэтов вынесла тогда на гребень волна Русской весны, но где-то после 15-го года наметился обидный отлив, тема Донбасса, надежды, рождённые возвращением Крыма, как будто откладывались с первого плана на второй, третий... Но, видимо, продолжение битвы было неминуемо, и время опять позвало поэтов.
Нет, стихотворцы на ТВ приходили и раньше, и мы писали о передачах, где проводились поэтические соревнования и даже рэперские батлы, но всё же они занимали, а не волновали, трогали, но не потрясали. И звучавшие на ТВ стихи были не про Россию, скорее против...
Телевидение с конца 80-х и потом ещё долго жило в соответствии с русофобски трактуемыми «цитатами классиков». Одну – забытого английского либерала Сэмюэля Джонсона, как-то приведённую Львом Толстым, – лет двадцать вдалбливали с экрана: «Патриотизм – последнее прибежище негодяев». Другую – «Стали на патриотизм напирать, значит, проворовались» – относили к Салтыкову-Щедрину (никто из историков литературы, правда, не знает, где и когда эту фразу великий сатирик написал или произнёс – скорее всего, это такая же приписка, как стих «Прощай, немытая Россия», через тридцать лет после смерти поэта приписанный Лермонтову). Настоящий смысл этих фраз в том, что поскольку патриотизм востребован любым государством, то всегда находятся мерзавцы и циники, которые из корыстных побуждений будут паразитировать на этой востребованности. Но «слова наших великих писателей» подавались так, что патриотизм – это вообще какой-то отстой, гадость, чуть ли не фашизм, а все любящие Россию – дураки или негодяи. Эти фразы навязывали люди, которые ничего хорошего нашей стране не желали ни в 90-е, ни после, а сейчас «расчехлились» и восхищаются теми, кто нанёс нашей Родине наибольший урон – «сладостно Отчизну ненавидят», мечтают о её поражении и распаде. Наконец-то не врут, говорят, что думают.
Ничего нет отвратительнее неискренности в любви (тем более к Родине). Советское телевидение начиная с 70-х закоснело в этой неискренности. Советский патриотизм нам, тогда совсем молодым, казался каким-то по-стариковски навязчивым, натужным. Какая искренность могла быть, когда на экране сменяли друг друга, хорохорясь, еле живые генеральные секретари? А потом к власти пришли те, кто открыл для себя, что есть что-то гораздо более важное, чем «дымок спалённой жнивы» и «чета белеющих берёз», – это деньги. И быть патриотом, защищать свою страну, отстаивать её интересы, стало не то что не модно, а глупо, предосудительно, и даже опасно. «Не мешайте нам доедать Россию», – говаривал в ту пору незабвенный телемагнат Гусинский.
Когда пришёл президент Путин, то незаконно репрессированный патриотизм постепенно начали реабилитировать, можно стало без риска, что тебя запишут в фашисты, употреблять слово «русский». В телеэфире появился «красно-коричневый» Александр Проханов, который с разгромным счётом в «Поединках» у Соловьёва побеждал всех прозападных оппонентов. Но в развлекательном эфире и сериалах, которые занимают большую часть эфирного времени, патриотизмом и не пахло, циничное издевательство над семейными ценностями и тем, что позднее стали называть скрепами, в передачах типа «Пусть говорят» и некоторых отвязных юмористических шоу продолжалось до 24 февраля, а издевательство над историей страны продолжается до сих пор.
Демонстрируемая на «России 1» «долгожданная» «Елизавета», в отличие от предыдущих исторических сериалов, в которых всё же отражались реальные коллизии русской истории, насквозь лжива, антиисторична и пошла. Мы подробно писали об этом сериале («Вице-канцлер, дуй в сенат!», 06.07.2022), когда он только появился на портале «Смотрим». Елизавета, достойная дочь своего отца, при которой основаны Московский университет, императорский театр и первые русские банки, построен Зимний дворец и взят Берлин, предстала сексуально озабоченной дурочкой в окружении прожжённых мерзавцев, какими показаны соратники Петра I Остерман и Меншиков. Сценарий основан на лжи: якобы умирающий Пётр престол завещал своей младшей дочери Елизавете, которая при помощи придуманных сценаристами неуклюжих пажей спасается от узурпаторов, не давших ей воцариться. Настоящая же жизнь императрицы была исключительно интересна и кинематографична, однако вместо неё – гламурная вампука. Как же надо презирать Россию, чтобы так опошлять её великую историю.
Но вернёмся к тому, что порадовало. На месте программы «РЭБ» появилась новая, с новым ведущим, новыми стихами, лицами поэтов и артистов. Программа, рождённая эпохой СВО, называется «Свои», ведёт её поэт (многие его знают как артиста Театра на Таганке) Влад Маленко. Как опытный актёр он не тушуется в роли ведущего большого телешоу, а как поэт он с теми, кто сейчас поддерживает наших воинов, освобождающих Донбасс. В студии зрительный зал со своей особой энергетикой, и, кажется, это не те профессиональные «сидельцы», которые изображают зрителей за деньги на всех ток-шоу, а заинтересованная молодёжная аудитория.
Ведущий свободно перемещается по арене сцены, иногда переходя в зал, подсаживаясь к кому-то из гостей. Начинает и завершает программу стихами, в том числе своими. В первых выпусках участвовали известные поэты Владислав Артёмов, Иван Купреянов и недавно ворвавшаяся в поэтический авангард Анна Долгарева, певцы Аким Апачев, Дарья Фрей, покорившие сетевой эфир песнями на украинском и русском языках. Очень тронул Олег Газманов, исполнивший песню про маму-родину. Она нас растила, заботилась, прощала, нежно любила, но мы её не ценили, и она тихо ушла вместе с СССР. Щемящая песня, горькая – какими же инфантильными, неблагодарными были мы, допустив распад нашей огромной многонациональной страны.
Те же мотивы были в песне группы «Зверобой» во втором выпуске, посвящённом памяти Дарьи Дугиной. Удивительное дело, внятны наконец стали слова песен, точнее, стихи, на которые они написаны. Мы отвыкли от того, что в них может быть смысл – сейчас поют как будто не на русском. Актриса Ольга Будина замечательно прочитала стихотворения, посвящённые Даше. Актёрам нужна определённая отвага, чтобы участвовать в подобных передачах, – в кино и театре сильно прозападное лобби. До недавних пор действовал парадоксальный закон: чем больше ты Россию, как, например, Серебряков или Ауг, поносишь, тем больше тебя снимают. Тех же, кто, как Будина, заявляет противоположную гражданскую позицию, подвергают остракизму – уехавшие на Запад продюсеры бдят, ведут свои «расстрельные списки».
Третий выпуск был разнообразнее и, если так можно выразиться, молодёжнее предыдущих. Ведущий представил поэта и военкора Владлена Татарского – за последние полгода он стал известен всем, кто следит за событиями на фронтах СВО, – его стихи и комментарии прошли через весь эфир. Восемнадцатилетняя красавица Дарья из ДНР выступила против выдуманных американцами героев киноимперии «Марвел»: «Нам не надо их выдумывать, мы видим своих, настоящих».
Стихи Анны Долгаревой о бабушке, которая сопровождала троеперстием наших лётчиков всякий раз, когда они пролетали над её домом, читал актёр, так как Анна сейчас на фронте. Хорошо исполнила глубокую по содержанию песню «Письмо украинского солдата» Юлия Славянская. Ещё раз отметим, что, в отличие от «кобзарей», которые проклинают нас всех на мове, поражает человечное отношение к тем, кто «на другом берегу».
Неожиданным было появление Димы Билана в клипе «Крылатые качели», посвящённом детям Донбасса, которые уже никогда не пойдут в школу. Также удивил приход модного рэпера Ромы Жигана (Роман Чумаков). Оказывается, он сразу поддержал СВО и в студии отчаянно зажигал. «Задача песни на войне: либо утешить, либо вдохновить», – сказал рэпер и вместе с казаками кубанского хора грянул песню «Россия»:
«Моя Россия, люблю тебя, как любит сын родную мать.
И я такой не один, я был дурак, когда мечтал уехать прочь…»
Его коллега – Ричард Семашков (Рич) исполнил острый сатирический рэп о тех, кто ноет: «Пора валить!» Группа «Куба» спела гимн донецкого сопротивления «Вставай, Донбасс!», а Сандра Мантика (на самом деле её зовут Александра, она сестра офицера из ДНР Владимира Моисеева, тоже участвовавшего в передаче) исполнила актуальный парафраз на песни Цоя «Время перемен».
И блистательно завершил программу выдающийся пианист Борис Березовский. Устыжая тех на Западе, кто «отменяет» русскую культуру, он исполнил сонату Бетховена.
Передача получилась неожиданно разнообразной и содержательно мощной. Только бы она не скатились в гламур, а в стержне сохранила настоящую поэзию.