Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 14 сентября 2022 г.
  4. № 37 (6851) (14.09.2022)
Литература Библиосфера

Пристрастный свидетель девяностых

14 сентября 2022

Леонид Шевченко. Забвению в лицо / Сост. Б. Кутенков. – М.: ЛитГОСТ, 2022. – 140 с. – (Поэты литературных чтений «Они ушли. Они остались»).



Уже в названии книги Леонида Шевченко (1972–2002) «Забвению в лицо» – надрыв.

«Неужели обычная ломка?» – так начинается одно из стихотворений Шевченко в сборнике, которое ритмически отсылает к строке «неужели я только болезнь» Виктора Кривулина. И в том и в другом стихотворении затронута тематика нетрезвения. У Шевченко упоминается ломка, служащая обыкновенным сюжетом, тривиальным обычаем жизни. Но обычным – не значит «не самоосуждаемым». Поэтому в соседних строках появляется «священник ночной», который в силах отпустить эти грехи, когда сам себе не можешь.

Но нетрезвение в стихах Шевченко – безусловно, не основная тема, не основной его модус. Вряд ли он бы хотел, чтобы его идентифицировали лишь с этим. Поэт – всё-таки вместилище большого количества опыта. Он может поживиться многим, чтобы это потом проросло в его стихах.

Важнее, что Шевченко – социальный автор, исследующий буквенным щупальцем сложную память о девяностых. Об этом неоднозначном и недостаточно отрефлексированном времени рассказано в череде его строк. Например, в 1997-м он писал:


когда идёшь под барабанный бой

эпохи – с непокрытой головою –

невольно заслоняешься крылом


Сложная, избыточная, но вместе с тем дешифруемая метафора (он мастер подобного). В ней чувствуется несколько религиозных отсветов: в «непокрытой голове», которая обычно актуальна для ситуации церковного, и слове «крылом». Возможно, ангельским. Когда поддаёшься общему настроению эпохи, становишься толпой, сливаешься с ней, то забываешь о своих желаниях. Такое случается, но единственное, что остаётся, – рефлексировать по поводу своих поступков и надеяться на крыло своего хранителя, протянутое вовремя.

Цикл «Из повести в стихах» – расширенный экфрасис жизни прошлой. Того, что по обыкновению стереотипно маркируется как «лихие девяностые»: в эпитет обычно не вкладывают никакого реального смысла. Шевченко – и пристрастный свидетель: поскольку эпоха выпала на его молодость, он всё равно довольно жёстко рисует нам картины быта зачинающейся России нового времени.

Автор эксплицитно оценивает время как «унылое» и «убогое». Но здесь есть и не только такое прямое и очевидное моральное взвешивание. Оценка считывается нами уже в выборе темы. «Убитая возлюбленная»: употребление и умерщвление других – не маргинализация, а новая действительность, с которой приходится мириться.

Автора уподобляют Рембо и прочим поэтам из породы проклятых. Для него самого идеалом литературы является поэзия бит-поколения – разбитого и растерзанного, – и он в некотором смысле присвоил себе его образ жизни и образ мышления на письме. Расшатанность привычного метра, повторы, характерные для верлибристики, присутствуют в стихах Шевченко. Например, в тексте «Как мы копали яму». Однако здесь не только стилистическое сходство с вышеупомянутой литературной группой, но и тематический ареал того, что интересно каждому из «разбитых»: смерть, телесность, обсценная лексика, трансцендентные выходы за пределы всего и вся, нарушение законов, правил и догм. Бит-поколение существует от обратного нормальности, для его представителей притягательно всё то, что разрушает привычное. Для Аллена Гинзберга был характерен взрыв пунктуации и синтаксиса в текстах, разлитая в них телесность, а его стихи во многом проистекают из радикального биографического сюжета: в нём присутствовали запрещённые вещества и алкоголь, отчисление из Колумбийского университета за нарушение порядка.

В вышеупомянутом верлибре в центре сюжета – рытьё могилы за деньги в нетрезвом состоянии. Отголоски битничества и симпатии к этому образу жизни в целом рассыпаны во множестве шевченковских фантазий, которым нет предела:


и я был женщиной, а ты – мужчиной,

угрюмым Иоганном в парике.


Довольно нечасто мужчины, пускай даже в шутку, сравнивают себя с женщиной, а женщину наделяют мужскими качествами. Подобная травестия и карнавализация свойственны психологии американских авторов, которые таким образом декларируют независимость. Их верлибр, как и половые предпочтения, – это выражение свободомыслия. Так и образ жизни девианта, ломающий обыденное, скучное и тривиальное, – всего лишь проявление свободы самоуничтожения, юридически не закреплённое право, о котором всё-таки необходимо помнить. Всякий вправе жить, как чувствует, и умирать тогда, когда ему заблагорассудится.

Шевченко соотносят не только с Рембо, но и с Блоком – и это в каком-то смысле встраивание его в один ряд с символистами. А неосимволистское в нём – хотя бы метафоры, которые даны широкими мазками и яркой кисточкой. Шевченко говорит символами, оставляет загадки в своих текстах, которые нам следует дешифровать,  продолжив мыслить в подобных категориях.

Поэт – это порой не больше чем время, в которое он сформировался. Леонид Шевченко был поэтом борьбы. Сила его была в том, чтобы из реальности сделать поэтическое вещество. Шевченко родился в эпоху сдвигов и катаклизмов и сам воплощал такую поэзию. Он, несомненно, был бунтарём, и это передалось его строкам, имеющим, если воспользоваться толстовской терминологией, заразительный потенциал.

Гора Орлов



Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Особая для наших душ минута...»

    11.05.2025
  • Звучит над озером романс

    11.05.2025
  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS