Андрей Панкратов. Во имя Воскресения и Победы. Живописная поэма Василия Нестеренко в Главном храме Вооружённых сил России.
– М.: Издательский дом «ПриПресс Интернэшнл», 2022. – 672 с.: ил.
Помните, как у народного поэта Владимира Высоцкого: «...значит, нужные книги ты в детстве читал»? Эта книга, безусловно, нужная. К 75-летию Победы возник в Подмосковье удивительный Главный храм Вооружённых сил – первый за время после войны священный мемориал о Великой Отечественной. Патриарший собор Воскресения Христова украшали лучшие живописцы и ваятели современной России. А больше всех, почти пять тысяч квадратных метров мозаик и росписей, создал здесь народный художник РФ Василий Нестеренко.
Представлять действительного члена РАХ, автора пронзительных исторических полотен, картин о Великой Отечественной и других войнах, о современной армии, произведений на духовные темы вряд ли нужно. Но в этом храме им открыта новая страница русского религиозного искусства. Самый большой образ Спаса Нерукотворного в куполе; грандиозные исторические тимпаны с небесными заступниками России; грозная, но всё равно такая родная Богоматерь с Младенцем; приделы, посвящённые разным родам войск; монументально-эпический «Реквием» – на самом деле огромная живописная поэма. Но не только о знаменитых битвах и о великих наших полководцах, славных воинах (они все здесь, словно в почётном строю) – это поэма русского духа, подвига самопожертвования при защите Отечества, неисчерпаемой веры народа в те самые Воскресение и Победу.
Святых, пророков, неканонизированных персонажей, вечных сюжетов, исторических аллегорий так много, что даже искушённый прихожанин может поначалу потеряться. Доступным современным языком автор, журналист и редактор «Комсомольской правды», а ныне – глава Издательского дома «ПриПресс Интернэшнл» Андрей Панкратов и пытается поведать читателю о многочисленных смыслах и символах, богатом изобразительном ряде новой святыни. От притвора до купола, от замысла до воплощения, через 16 глав вы словно наяву пройдёте самым посещаемым сейчас собором РПЦ.
Но он ещё и самый обсуждаемый! Поэтому щедро иллюстрированное (почти 500 репродукций и фотографий) издание – не скучный экскурс, не узкопонимаемый искусствоведческий анализ. Это широкий просветительский сказ, а порой полемически заострённый разговор о вечной одиссее «святого и грешного», как нарёк его Твардовский, «русского чудо-человека».
Писатель Даниил Гранин вспоминал в «Моём лейтенанте», как он, новоиспечённый ополченец, осенью 1941‑го добрался от передовой вблизи Пушкина до центра Ленинграда, не встретив ни одного рубежа сопротивления. Но фашисты город не взяли. И только ли приказом фюрера это можно объяснить? Вот и художник в стенах этого храма пытается разгадать, что же заставило «Великого хромца» Тамерлана со своими полчищами повернуть вспять от Москвы в 1395 году? С чего за пятнадцать лет до этого начиналась Куликовская битва? Как в смутном 1612-м 300 русских конников у Крымского брода погнали восвояси армию лучшего полководца Европы? Кто помог выстоять наспех собранным дивизиям Красной армии в подмосковных лесах зимой 1941-го? Историки и исследователи зачастую ответов не знают, зато их честно ищет неуспокоенная кисть. Сила ведь в правде?! А Бог всегда с теми, кто из века в век противостоит злу и несправедливости.
Притом Нестеренко показывает нам совсем... не войну: этот храм – потрясающе цельная, объёмная икона Христу и предстоящими Ему в пороховом дыму столетий святым нашим воинам. Но это всё о мире. И о Русском мире. О том, почему неизменно помогает нам воинство небесное. Как верно подметил Николай Васильевич Гоголь: «Нет, Россия молилась не напрасно. Когда она молилась, то она спасалась. Она помолилась в 1612, и спаслась от поляков; она помолилась в 1812, и спаслась от французов».
Впервые публикуются авторские эскизы, развёртки, фрагменты, подготовительные работы. Только здесь, в книге-альбоме, можно увидеть скрытые за вратами изумительные росписи приделов, не вошедшие в окончательный проект сюжеты. Да и сам таинственный процесс творения художника, создания зодчими храма, его убранства – ещё один захватывающий пласт этой удивительной книги.
Никогда ещё так не показывали и роль церкви в годы Великой Отечественной. Приводятся рассекреченные Минобороны документы войны. А более 350 библиографических источников помогают создать энциклопедический фон историческому повествованию. 672 страницы большого формата, специальная фотосъёмка и особая допечатная подготовка. И что важно – объёмный фолиант весом в 6 кг выпущен в отечественной типографии на российской бумаге. Так что стоит не только рассматривать – нужно читать.
Андрей Панков