Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 14 сентября 2022 г.
  4. № 37 (6851) (14.09.2022)
Литература

Война и мир живописца

14 сентября 2022


Андрей Панкратов. Во имя Воскресения и Победы. Живописная поэма Василия Нестеренко в Главном храме Вооружённых сил России.

– М.: Издательский дом «ПриПресс Интернэшнл», 2022. – 672 с.: ил.


 

Помните, как у народного поэта Владимира Высоцкого: «...значит, нужные книги ты в детстве читал»? Эта книга, безусловно, нужная. К 75-летию Победы возник в Подмосковье удивительный Главный храм Вооружённых сил – первый за время после войны священный мемориал о Великой Отечественной. Патриарший собор Воскресения Христова украшали лучшие живописцы и ваятели современной России. А больше всех, почти пять тысяч квадратных метров мозаик и росписей, создал здесь народный художник РФ Василий Нестеренко.

Представлять действительного члена РАХ, автора пронзительных исторических полотен, картин о Великой Отечественной и других войнах, о современной армии, произведений на духовные темы вряд ли нужно. Но в этом храме им открыта новая страница русского религиозного искусства. Самый большой образ Спаса Нерукотворного в куполе; грандиозные исторические тимпаны с небесными заступниками России; грозная, но всё равно такая родная Богоматерь с Младенцем; приделы, посвящённые разным родам войск; монументально-эпический «Реквием» – на самом деле огромная живописная поэма. Но не только о знаменитых битвах и о великих наших полководцах, славных воинах (они все здесь, словно в почётном строю) – это поэма русского духа, подвига самопожертвования при защите Отечества, неисчерпаемой веры народа в те самые Воскресение и Победу.

Святых, пророков, неканонизированных персонажей, вечных сюжетов, исторических аллегорий так много, что даже искушённый прихожанин может поначалу потеряться. Доступным современным языком автор, журналист и редактор «Комсомольской правды», а ныне – глава Издательского дома «ПриПресс Интернэшнл» Андрей Панкратов и пытается поведать читателю о многочисленных смыслах и символах, богатом изобразительном ряде новой святыни. От притвора до купола, от замысла до воплощения, через 16 глав вы словно наяву пройдёте самым посещаемым сейчас собором РПЦ.

Но он ещё и самый обсуждаемый! Поэтому щедро иллюстрированное (почти 500 репродукций и фотографий) издание – не скучный экскурс, не узкопонимаемый искусствоведческий анализ. Это широкий просветительский сказ, а порой полемически заострённый разговор о вечной одиссее «святого и грешного», как нарёк его Твардовский, «русского чудо-человека».

Писатель Даниил Гранин вспоминал в «Моём лейтенанте», как он, новоиспечённый ополченец, осенью 1941‑го добрался от передовой вблизи Пушкина до центра Ленинграда, не встретив ни одного рубежа сопротивления. Но фашисты город не взяли. И только ли приказом фюрера это можно объяснить? Вот и художник в стенах этого храма пытается разгадать, что же заставило «Великого хромца» Тамерлана со своими полчищами повернуть вспять от Москвы в 1395 году? С чего за пятнадцать лет до этого начиналась Куликовская битва? Как в смутном 1612-м 300 русских конников у Крымского брода погнали восвояси армию лучшего полководца Европы? Кто помог выстоять наспех собранным дивизиям Красной армии в подмосковных лесах зимой 1941-го? Историки и исследователи зачастую ответов не знают, зато их честно ищет неуспокоенная кисть. Сила ведь в правде?! А Бог всегда с теми, кто из века в век противостоит злу и несправедливости.

Притом Нестеренко показывает нам совсем... не войну: этот храм – потрясающе цельная, объёмная икона Христу и предстоящими Ему в пороховом дыму столетий святым нашим воинам. Но это всё о мире. И о Русском мире. О том, почему неизменно помогает нам воинство небесное. Как верно подметил Николай Васильевич Гоголь: «Нет, Россия молилась не напрасно. Когда она молилась, то она спасалась. Она помолилась в 1612, и спаслась от поляков; она помолилась в 1812, и спаслась от французов».

Впервые публикуются авторские эскизы, развёртки, фрагменты, подготовительные работы. Только здесь, в книге-альбоме, можно увидеть скрытые за вратами изумительные росписи приделов, не вошедшие в окончательный проект сюжеты. Да и сам таинственный процесс творения художника, создания зодчими храма, его убранства – ещё один захватывающий пласт этой удивительной книги.

Никогда ещё так не показывали и роль церкви в годы Великой Отечественной. Приводятся рассекреченные Минобороны документы войны. А более 350 библиографических источников помогают создать энциклопедический фон историческому повествованию. 672 страницы большого формата, специальная фотосъёмка и особая допечатная подготовка. И что важно – объёмный фолиант весом в 6 кг выпущен в отечественной типографии на российской бумаге. Так что стоит не только рассматривать – нужно читать.

Андрей Панков

 

Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS