Перейти к содержанию
  Суббота 30 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    14 сентября 2022 г.  № 37 (6851) (14.09.2022)
Литература

Война и мир живописца

14 сентября 2022


Андрей Панкратов. Во имя Воскресения и Победы. Живописная поэма Василия Нестеренко в Главном храме Вооружённых сил России.

– М.: Издательский дом «ПриПресс Интернэшнл», 2022. – 672 с.: ил.


 

Помните, как у народного поэта Владимира Высоцкого: «...значит, нужные книги ты в детстве читал»? Эта книга, безусловно, нужная. К 75-летию Победы возник в Подмосковье удивительный Главный храм Вооружённых сил – первый за время после войны священный мемориал о Великой Отечественной. Патриарший собор Воскресения Христова украшали лучшие живописцы и ваятели современной России. А больше всех, почти пять тысяч квадратных метров мозаик и росписей, создал здесь народный художник РФ Василий Нестеренко.

Представлять действительного члена РАХ, автора пронзительных исторических полотен, картин о Великой Отечественной и других войнах, о современной армии, произведений на духовные темы вряд ли нужно. Но в этом храме им открыта новая страница русского религиозного искусства. Самый большой образ Спаса Нерукотворного в куполе; грандиозные исторические тимпаны с небесными заступниками России; грозная, но всё равно такая родная Богоматерь с Младенцем; приделы, посвящённые разным родам войск; монументально-эпический «Реквием» – на самом деле огромная живописная поэма. Но не только о знаменитых битвах и о великих наших полководцах, славных воинах (они все здесь, словно в почётном строю) – это поэма русского духа, подвига самопожертвования при защите Отечества, неисчерпаемой веры народа в те самые Воскресение и Победу.

Святых, пророков, неканонизированных персонажей, вечных сюжетов, исторических аллегорий так много, что даже искушённый прихожанин может поначалу потеряться. Доступным современным языком автор, журналист и редактор «Комсомольской правды», а ныне – глава Издательского дома «ПриПресс Интернэшнл» Андрей Панкратов и пытается поведать читателю о многочисленных смыслах и символах, богатом изобразительном ряде новой святыни. От притвора до купола, от замысла до воплощения, через 16 глав вы словно наяву пройдёте самым посещаемым сейчас собором РПЦ.

Но он ещё и самый обсуждаемый! Поэтому щедро иллюстрированное (почти 500 репродукций и фотографий) издание – не скучный экскурс, не узкопонимаемый искусствоведческий анализ. Это широкий просветительский сказ, а порой полемически заострённый разговор о вечной одиссее «святого и грешного», как нарёк его Твардовский, «русского чудо-человека».

Писатель Даниил Гранин вспоминал в «Моём лейтенанте», как он, новоиспечённый ополченец, осенью 1941‑го добрался от передовой вблизи Пушкина до центра Ленинграда, не встретив ни одного рубежа сопротивления. Но фашисты город не взяли. И только ли приказом фюрера это можно объяснить? Вот и художник в стенах этого храма пытается разгадать, что же заставило «Великого хромца» Тамерлана со своими полчищами повернуть вспять от Москвы в 1395 году? С чего за пятнадцать лет до этого начиналась Куликовская битва? Как в смутном 1612-м 300 русских конников у Крымского брода погнали восвояси армию лучшего полководца Европы? Кто помог выстоять наспех собранным дивизиям Красной армии в подмосковных лесах зимой 1941-го? Историки и исследователи зачастую ответов не знают, зато их честно ищет неуспокоенная кисть. Сила ведь в правде?! А Бог всегда с теми, кто из века в век противостоит злу и несправедливости.

Притом Нестеренко показывает нам совсем... не войну: этот храм – потрясающе цельная, объёмная икона Христу и предстоящими Ему в пороховом дыму столетий святым нашим воинам. Но это всё о мире. И о Русском мире. О том, почему неизменно помогает нам воинство небесное. Как верно подметил Николай Васильевич Гоголь: «Нет, Россия молилась не напрасно. Когда она молилась, то она спасалась. Она помолилась в 1612, и спаслась от поляков; она помолилась в 1812, и спаслась от французов».

Впервые публикуются авторские эскизы, развёртки, фрагменты, подготовительные работы. Только здесь, в книге-альбоме, можно увидеть скрытые за вратами изумительные росписи приделов, не вошедшие в окончательный проект сюжеты. Да и сам таинственный процесс творения художника, создания зодчими храма, его убранства – ещё один захватывающий пласт этой удивительной книги.

Никогда ещё так не показывали и роль церкви в годы Великой Отечественной. Приводятся рассекреченные Минобороны документы войны. А более 350 библиографических источников помогают создать энциклопедический фон историческому повествованию. 672 страницы большого формата, специальная фотосъёмка и особая допечатная подготовка. И что важно – объёмный фолиант весом в 6 кг выпущен в отечественной типографии на российской бумаге. Так что стоит не только рассматривать – нужно читать.

Андрей Панков

 

30
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

«ЛГ»-рейтинг

30.09.2023

Укрыться от осеннего дождя

29.09.2023

Как рождались сказки?

29.09.2023

Наши вышли на связь

29.09.2023

У дома на окраине села

29.09.2023

Путешествия шеститомника

1961 голосов

Голос совести

1468 голосов

Русская поэзия обязана провинции

1346 голосов

Молчанию небес наперекор

973 голосов

Бедный, бедный Уильям

902 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Писатель Сериал Утрата Писатели
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты