Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 сентября 2016 г.
  4. № 38 (6568) (29.09.2016)
Искусство

Сентябрь, Плетнёв...

28 сентября 2016

Музыкальный сезон традиционно открыл Большой фестиваль Российского национального оркестра. Теперь уже VIII. Удачная идея – оркестр всегда отличают хороший вкус и новизна программ. Очень многое из того, что уже прозвучало, повторяться в иных вариантах не будет. Все это понимают, и проблем со слушателями у оркестра и филармонии нет. Конечно, доминантой фестиваля стал сольный концерт художественного руководителя РНО и главного дирижёра народного артиста России Михаила Плетнёва. Уникальность дарования выдающегося российского пианиста для меня, по крайней мере, в его piano – такого ни у кого больше нет и быть не может. Оно даже не из высоких профессиональных умений проистекает, а из миропонимания музыканта, строя его мысли и представлений. Рояль на сцене в момент его выхода – часть самого музыканта, его не отвлекает зал, и даже, может быть, совсем не интересует, он преодолевает дистанцию до инструмента уже в теснейшем союзе с ним, он уже играет… Поэтому никаких задумчивых и эффектных поз, глубокомысленного молчания на полчаса, ничего подобного. Глубокомыслие мы сами ощутим с первыми звуками его рояля. Бах, Григ, Моцарт… Стиль Плетнёва – мысль, абсолютная ясность и простота изложения. Что касается простоты, надо, ради справедливости, добавить определение – гениальная. В его случае это совсем не преувеличение. Кто был свидетелем нешуточных страстей VI Международного конкурса им. П.И. Чайковского и дуэли Плетнёв – Девуайон, помнят, что решило исход поединка: исполнение Плетнёвым «Осенней песни» Чайковского. Обезоруживающе пронзительная, трагичная, подлинных настроений думающего и страдающего человека. В казалось бы простых звуках, воспроизводимых безо всякого труда любым музыкантом. А вот, оказывается, труд нужен и нешуточный. И дело не только в технике, а, главным образом, в умных руках. Умных! Чувствования без ума такого эффекта не дадут.

Его выступление в «Филармонии-2» походило на домашнее музицирование. Для себя. Он как бы читал личные послания Баха, Грига и Моцарта. Исполнялись прелюдия и фуга ля минор BWV 543 И.С. Баха, соната ми минор, соч. 7 и баллада в форме вариаций на норвежскую народную тему соль минор, соч. 24 Грига, три сонаты № 9, 14, 15 Моцарта. Без всяких концертных «штучек»: просто, строго и весьма впечатляюще. То, что мои соседи по залу определили словом «цепляет». Цепляли интонации, полноценность звука, родственность с сочинением…

У Плетнёва всегда так. Помню его концерт на Декабрьских вечерах с программой из «Детского альбома» Чайковского. Удивил многих. В зале я соседствовал со Святославом Теофиловичем Рихтером. Он не без удивления наблюдал за происходящим, даже какие-то детали проигрывал на колене, а в перерыве сообщил Плетнёву, что сам бы не отважился на такую программу. Из «Детского альбома» выросла философичная, трогательная и абсолютно новая в ощущениях сюита. Те же впечатления от его сольной программы в «Филармонии-2». Как в каждом личном послании он особенно вчитывался в отдельные строки и выделял их, некоторым слушателям показалось, что первые части сонат Моцарта были обойдены выразительностью. Думаю, в этом случае можно довериться пианисту, его опыту и слуху.

О слухе и опыте. Плетнёв постоянно рискует. И этот риск очевидно противопоказан музыке. Но он ему зачем-то нужен. Играл в футбол. Можно догадаться какими последствиями могло бы обернуться это увлечение. Купил вертолёт. Читая через день сообщения о крушении этих замечательных машин, я думаю, почему бы не приобрести клавесин. Изящнее и приятнее. Но ему нужен вертолёт. Недавно демонстрировал ученику катание на скейтборде. Сломал ключицу, как утверждают близкие люди. Вынужден был отменить зарубежные гастроли. Но тем не менее не разочарован в скейтборде. Он, как известно, долгие годы не жаловал журналистов (что, по-моему, дальновидно) и только недавно «разговорился». Но так по сию пору и не сообщил, зачем ему нужны экстремальные ситуации.

В молодости мы иногда вместе выбирались на авангардные театральные затеи. Его слух, как мне показалось, не откликается на искусственные построения. Всё время назидательно говорил мне: «Главное в театре – буфет». Но вот в Москве случился Славомир Мрожек в постановке Михаила Мокеева с двумя блестящими, талантливейшими актёрами Романом Козаком и Александром Феклистовым. Как он слушал! И, что с ним редко случается, пошёл знакомиться с актёрами и режиссёром, чтобы что-то важное уточнить для себя.

Такой разный, понятный и не очень Плетнёв! Но, видимо, потому и слушать его редкое удовольствие.

Юрий ДАНИЛИН

Об итогах VIII Большого фестиваля РНО читайте в следующем номере

Тэги: Музыка Семь нот
Обсудить в группе Telegram

Юрий Данилин

Заместитель главного редактора “Литературной га... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Я русская»

    16.10.2024
  • Сочи. «Сириус». Аплодисменты

    20.06.2024
  • Портал в мечту

    17.04.2023
  • Мемориальный концерт

    29.03.2023
  • Лекарь душ человеческих

    29.03.2023
  • Под сенью олимпийских муз

    801 голосов
  • В ожидании музыки

    149 голосов
  • Андрей Макаревич: «Я ненавижу конспирологию…»

    95 голосов
  • Вопиющие гласы

    79 голосов
  • Гений

    60 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS