Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 сентября 2019 г.
  4. № 38 (6705) (18.09.2019)
Литература Библиосфера

Париж-то я и не заметил

18 сентября 2019

Роман Сенчин. Дождь в Париже: роман. – М.: Изда­тельство АСТ: Редакция Еле­ны Шубиной, 2018. – 416 с. – (Новая русская классика). – 3500 экз.


«Увидеть Париж и умереть» – леталь­ный исход, напророченный суровой народной мудростью, главному герою новой книги Романа Сенчина «Дождь в Париже» не страшен. Хотя установ­щик пластиковых окон Андрей Топкин и побывал в столице Франции, посмо­треть там ему толком ничего не удалось. Прогулки по Елисейским Полям или экскурсия в Лувр оказались не столь притягательны, как долгие и бесцель­ные блуждания по закоулкам собствен­ной памяти в сопровождении хорошего (и не очень) алкоголя. Настоящее вре­мя в романе практически полностью лишено действия – главный герой предаётся возлияниям в гостиничном номере («Здесь ведь, на этом десят­ке квадратных метров, тоже Париж. Самый настоящий»), и неизвестно, что пьянит сильнее – крепкие напитки или запойное погружение в бездну воспо­минаний. Попытки выбраться на улицу и ознакомиться хоть с какими-нибудь достопримечательностями приводят лишь к покупке очередной порции алкоголя – чтобы согреться, чтобы не расклеиться, чтобы высохнуть после попадания под нескончаемый дождь…

Рассматривать «Дождь в Париже» как незатейливую историю о забул­дыге, выбравшем крайне необычное место для запоя и рефлексии, было бы опрометчиво. Как в кофейной гуще, оставшейся на дне опустевшей чаш­ки, в книге видятся символы, в кото­рых можно углядеть и мрачные про­рочества, и светлые надежды. Жизнь Андрея Топкина – пустая и бесцель­ная, как кажется ему самому, – лише­на из ряда вон выходящих событий, но в ней нашли отражения устремле­ния, чаяния, разочарования и трагедии целого поколения. Русская литература последних лет упорно избегает попы­ток разобраться в хитросплетениях современности, предпочитая сосредо­тачиваться на «делах давно минувших дней». Нынешние реалии производят впечатление слишком запутанных, поэтому причины и параллели ищут­ся то при дворе Ивана Грозного, то в застенках ГУЛАГа, то в стычках Гра­жданской войны. Роман Сенчин попа­дает под влияние то ли проклятия, то ли тренда, отправляя своего героя в сплав по бурным рекам воспомина­ний из семидесятых, восьмидесятых, девяностых, нулевых. Проскальзывает отчасти и начало десятых, но даже оно, ознаменованное их майданом и нашим Крымом, кажется не менее размытым и отдалённым.

Ещё одной тенденцией, властвую­щей не столько на страницах литера­турных произведений, сколько в умо­настроениях широких слоёв населения, стала сильнейшая ностальгия по совет­скому прошлому. Эпоха брежневского «застоя» мыслится едва ли не «поте­рянным раем», откуда отнюдь не анге­лоподобные существа с мечами гласно­сти и демократии изгнали страну в поте лица добывать хлеб свой на неплодо­родную почву девяностых. Если юность Топкина пронизана «абсолютной радо­стью» и ощущением, что «дальше будет вот так – хорошо, светло, весело», то зрелые годы окутаны кромешным мра­ком. Он мечется от одной женщины к другой, ищет дело себе по душе, уда­ряется в религию и охладевает к ней, осознаёт «противоестественную для европеоида» тягу к ставшим слишком неуютными родным местам. Над мыс­лями и действиями (а чаще бездействи­ем) главного героя нависает ощуще­ние потерянности. Бесспорно, распад СССР стал настоящей русской траге­дией, крупнейшей геополитической катастрофой века, но дают ли тяжёлые потрясения Топкину право считать себя представителем очередного «потерян­ного поколения»? В отличие от героев «Ненастья» Алексея Иванова он не про­ливал кровь в Афгане и не сталкивался с ледяным равнодушием государства. В отличие от Артура Вафина из «Города Брежнева» Шамиля Идиатуллина он не омрачил свою юность случайным убий­ством «беспределящего мента». Что же тогда мешает Топкину расправить кры­лья? Что тянет его на дно? Похоже, дело тут не только в очередном повороте колеса истории, а в глубоко засевшей внутри обломовщине…

Грёзы о светлом будущем оборачива­ются неприглядным настоящим, каж­дая свадьба заканчивается разводом, ни одно место работы не сулит особых перспектив, но Топкин не пытается предпринимать каких-либо действий, предпочитая мирно плыть по течению в надежде, что за очередным поворо­том окажется золотой берег. Там, где надо сделать усилие, преодолеть себя, лишь сквозит детская (или старческая?) мысль переиграть, переформатировать прошлое. Разрыв со второй женой, Женечкой, которую Топкин считал лучшей в своей жизни, лишь приводит к горькому выводу: «Как трудно с эти­ми лучшими и интересными!» Даже привязанность к Кызылу – городу, охваченному нищетой, преступностью и национализмом, вовсе не кажется проявлением патриотического враста­ния в «пятачок земли, где обрёл созна­ние, стал осознавать, что ты есть и что ты живёшь». В основе странной любви лежит всё тот же по-обломовски без­деятельный характер: Топкин упорно отказывается переезжать, но не пред­принимает никаких действий, чтобы сделать мир вокруг менее жестоким, менее пугающим, менее неуютным.

Наложение личностного кризиса на исторический – явление нередкое. Аналогичный поток откровений мож­но услышать в любом поезде дальнего следования, нарвавшись на излишне говорливого попутчика. Мастерство писателя как раз и проявляется в том, насколько умело Роман Сенчин пере­плавляет весьма банальный жизнен­ный материал в литературное произ­ведение. Каждый эпизод прописан с максимальным уровнем детальности и полноты. Отточенные фразы, убеди­тельные поступки, объёмные характе­ры создают удивительно реалистич­ную картину, где проработано всё до мелочей – от трепетных порывов души до откровенных подробностей физио­логии. Такая достоверность цепляет, удерживает, гипнотизирует, застав­ляя вместе с героем снова и снова бро­саться в тихие омуты ретроспекций. Топкин может показаться неприят­ным, отталкивающим, малодушным, но его манера перебирать «свою жизнь как не совсем свою» заставляет уви­деть в не самом положительном герое нечто родственное. Даже не разделяя его принципы и осуждая его поступки, сложно не признать вместе с ним, что «если всерьёз поверить, что это… един­ственная жизнь, которая не повторит­ся ни в каком виде, что всё, что было, неисправимо, что большая часть этой жизни уже прошла, то можно впол­не загреметь в дурку или повеситься от ужаса».

Листая страницы романа, тяже­ло отделаться от невольного вопроса: а при чём здесь вообще Париж? Само­копательную пьянку на одну персону можно устроить, где угодно – не обя­зательно даже покидать милый серд­цу Кызыл. Постепенно первое впе­чатление развеивается, и становится понятно, что без Парижа не обойтись. Он нужен, чтобы обманчивое назва­ние на обложке затягивало читателя, жаждущего романтики и утончённо­сти, в пучину удушающе откровенного реализма. Он нужен, чтобы показать, как наивные детские мечты задыхают­ся в миазмах и беспамятстве взрослой жизни. Он нужен, чтобы стать сим­волом мимолётности бытия. Возмож­но, пяти дней недостаточно, чтобы потрясти мир, но их вполне хватит, чтобы многое понять, переосмыслить, изменить. И всё же за эти пять дней в Париже ничего не происходит – они проносятся слишком стремительно, как, впрочем, и вся жизнь…

Александр Москвин

Тэги: Роман Сенчин
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Панки не умирают

    24.08.2022
  • Не понимаю

    27.07.2022
  • Три книги стихов

    29.06.2022
  • Традиция и авангард

    04.05.2022
  • Новые переиздания

    16.03.2022
  • Пусть растут!

    438 голосов
  • Утопление в чужом белье

    44 голосов
  • Под знаком сочинительства

    40 голосов
  • Литературный пролетарий

    40 голосов
  • Говорить просто, но о важном

    39 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Выставка Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Классики
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS