Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 сентября 2019 г.
  4. № 38 (6705) (18.09.2019)
Литература Библиосфера

Сюжетный импульс периодической системы

18 сентября 2019

Александр Дергунов. Элемент 68. – М.: Эксмо, 2019. – 672 с. – 2000 экз.


Два десятилетия назад мно­гие из нас с нездоровым бес­покойством ожидали наступ­ления миллениума. Но смена тысячелетий, даже несмотря на сакраментальное ельцинское «Я ухожу», прошла вполне спо­койно, отчасти буднично. Одна­ко с течением времени оказа­лось, что рубеж ХХ–XXI веков действительно оставил в жиз­ни людей заметный, глубокий след. Об этом свидетельствует хотя бы то, что писатели раз­ных поколений и направле­ний раз за разом обращаются к этому пласту существования за материалом. Произошло это и в работе Александра Дергуно­ва над его новым романом «Эле­мент 68» (слава богу, не 69!).

Сюжетная канва книги достаточно традиционна: в её основе – судьбы сравнительно молодых людей из поколения, которому довелось посетить сей мир в его роковые мину­ты. В памяти тут же всплывают хемингуэевские братья по ору­жию, ремарковские камерады, многочисленные студенты, коллеги инженеры, интеллек­туалы из сочинений Трифоно­ва, Аксёнова, Маканина… Авто­ру удаётся деликатно вписать свою сагу в контекст уже суще­ствующих историй.

Главный герой романа Алексей Бальшаков (можно догадаться, что виновницей происхождения странного начертания фамилии стала паспортистка белорусского происхождения), как и его отец Павел, проживает жизнь, пол­ную всевозможных тревол­нений, перепадов, скитаний. Тут и столичные пертурбации, и деревенское отшельничество под Волоколамском, и вояжи за океан… Герои стараются удер­жаться в седле, несмотря на те виражи, которые уготовило для них коварное время.

Отличительной чертой ландшафта дергуновской про­зы является его разнообразие. Читатель встречается с рез­кими или плавными перехо­дами от сухой, по-газетному сдержанной фиксации про­исходящего к стремительно двигающимся повествователь­ным нарративам; от пластиче­ски выписанных изображений к применению приёма остра­нения (см. эпизод с корсар­ским «отжатием» научно-ис­следовательского института новоявленными владельцами у законных хозяев). Сцены рей­дерского захвата даны глазами Алексея Бальшакова, который с трудом догадывается о смыс­ле наблюдаемой им фантасма­гории. А ведь именно ему была делегирована роль номиналь­ного руководителя НИИ, где когда-то делал свои открытия Бальшаков-старший.

Неудивительно, что впе­чатления, полученные от этой атаки, приводят к некоторому помутнению сознания и герой оказывается за рамками про­странственно-временного кон­тинуума вплоть до разрыва с возлюбленной Ольгой и её дизайнерскими амбициями.

Изобразительность язы­ка Александра Дергунова, как говорится, производит впечат­ление. Сколько раз в мировой литературе описывался про­цесс горения! Но писатель, опи­сывая камин своего героя, нахо­дит свои краски и полутона:

«Огонь разыгрывал за стек­лянной дверцей яркие пред­ставления. Пылал красными языками на кленовых полень­ях, раскалялся до белого све­чения на кромке дуба, легко­мысленно искрил по чуркам лиственницы. Когда пламя расходилось, то отдельных штрихов было не различить – оранжевые протуберанцы бились в огнеупорное стекло и истончались на нём до про­зрачной плазмы. Тогда Алексей прикрывал воздушную заслон­ку, и горячие языки оседа­ли вниз, сияние впитывалось поленьями, которые отдавали тепло с неохотой, через сетку красных разломов на обуглен­ной поверхности. Жар доедал дерево, поленья рассыпались в угли, и те мерцали через под­копчённое уже стекло…»

Густая метафоричность, не отвлекающая от повествова­ния, а скорее углубляющая его и делающая более многослой­ным, – яркая особенность про­зы Дергунова.

Мы видим здесь, что авто­ру одинаково знакомо и род­ственное, деревенское чувство огня, и законы теплофизики. Так же, со знанием дела, дана подноготная жизни научных центров, высоких чиновничь­их коридоров и могуществен­ных корпораций, в частности фирмы «Планета 68».

А что же с таким артефак­том, как элемент периодиче­ской системы Менделеева за номером 68 – таинственный редкоземельный эрбий? Он и в самом деле по ходу повест­вования приобретает значение ведущей сюжетной детали, ста­новится глубинным символом авторского замысла. А каким именно, узнает тот, кто возьмёт на себя труд прочесть шестьсот с лишним страниц этой пол­ной неожиданных перипетий истории. Впрочем, труд этот – приятный и отнюдь не обреме­нительный: автор достаточно постарался, чтобы сделать свою книгу читабельной и занима­тельной в хорошем смысле.

Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Сергей Казначеев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS