Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 сентября 2022 г.
  4. № 38 (6852) (21.09.2022)
Библиосфера Невский проспект

Птенцы рисовальной бурсы

21 сентября 2022


«Дети моста Лейтенанта Шмидта» – шестая по счёту книга рассказов Эдуарда Кочергина, главного художника Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова и члена Союза писателей Санкт-Петербурга – продолжает основные темы творчества автора, впервые прозвучавшие в уже ставшем знаменитым сборнике – «Ангелова кукла».



16-Обложка дети моста.jpgЭто рассказы о воспитанниках Средней художественной школы (СХШ) при Институте живописи, ваяния и зодчества им. И.Е. Репина в Ленинграде, легендарной «рисовальной бурсе» при Академии художеств в 1950-е годы, а также об их наставниках.

Многие из тех, кто здесь учился (среди них, кстати, и сам автор книги), стали впоследствии мастерами живописи, графики, скульптуры, архитектуры и искусствоведения. Пора их обучения в СХШ пришлась на нелёгкие послевоенные годы, тем не менее в школе сохранялись лучшие традиции классического рисунка и высокий уровень гуманитарного образования. Сборник предваряет фраза: «Памяти старинного ученика рисовальной бурсы (СХШ) Бориса Абрамовича Заборова эта книга посвящается».

Как пишет Эдуард Кочергин, ему хотелось вспомнить события и происшествия той поры, своих сверстников и учителей: «Мы благодарны нашим педагогам-антикам за то, что они не «вымучили» нас, не лишили живого отношения к жизни, не задавили природные данные, непосредственность восприятия мира, не «погасили» юмор, проявлявшийся в проделках и шутках».

Памятные истории из жизни воспитанников этой «рисовальной бурсы» ранее частично уже были опубликованы в других сборниках Кочергина. Однако в книге «Дети моста Лейтенанта Шмидта» они значительно дополнены и снабжены уникальными иллюстрациями.

Среди историй, которые вспоминает автор, есть, к примеру, такая: «У нас, незаконнорождённых детей моста Лейтенанта Шмидта, имелся даже свой собственный гимн, переведённый с немецких школьных виршей XVIII века: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А вдруг он не треугольный? Значит, он не мой колпак!» Хороший «супрематизм». Исполнялся гимн преимущественно глухонемым способом – жестами».

Но эти задорные проделки творческой молодёжи были только внешней оболочкой их жизни. «Главная идея, объединявшая нас, школяров-художников, – идея творчества, – пишет автор, – а посему считалось, что творить мы можем не только на предметах «изобразиловки», но и на всех других уроках, творить ежедневно, ежечасно, ежеминутно, творить везде и всегда, в различных проявлениях и подчинять этому всё окружающее».

Николай Петров



Тэги: Николай Петров
Обсудить в группе Telegram

Николай Петров

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Петрушка, фурии, шоплифтер

    21.09.2022
  • Ленинградский метроном

    14.09.2022
  • Довлатову идёт быть модным

    07.09.2022
  • Путь в Стрельну

    10.08.2022
  • Губернатор на Аллеях

    03.08.2022
  • Розы для Северянина

    14 голосов
  • Метод Штемлера

    14 голосов
  • Перестаньте рыдать надо мной, журавли...

    13 голосов
  • Яблоки для Довлатова

    11 голосов
  • Учителю осаждённого города

    10 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS