Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 сентября 2022 г.
  4. № 38 (6852) (21.09.2022)
Культура Колумнисты

В ожидании музыки

21 сентября 2022

Трудно отвыкать от хорошего – многие филармонические сезоны последних лет открывались фестивалем Российского национального оркестра под руководством народного артиста России Михаила Плетнёва. Всегда подарок – неожиданные программы, редко исполняемые произведения, филигранное мастерство оркестра и дирижёра. Теперь всё в прошлом, к сожалению. Оркестр есть, а фестиваля нет. Плетнёв в отъезде. И это очень сказывается не только на судьбе одного из лучших симфонических коллективов России, но и на ситуации в музыкальном мире. Отсутствие в афишах имён Плетнёва и Соколова прискорбно. Заданная ими высота исполнительского искусства тоже как бы в отъезде. Опасная ситуация. За вершины могут быть приняты глубокие впадины. Музыкальные конкурсы каждый год представляют новых лауреатов. Но это только рекомендация многообещающих молодых исполнителей. А дальше – труд! Тяжёлый, не каждому под силу. Разочарования итогами последних крупных российских конкурсов подтверждают это. Даже именитые исполнители часто поражают только размерами гонорара. Появляется всё больше старателей, у которых, по выражению Лотар-Шевченко, «пальчики бегают-бегают, а зачем – непонятно». Вот почему присутствие в концертных залах Плетнёва и Соколова чрезвычайно важно!

В Екатеринбурге сочувствовали отсутствующему уже несколько лет Международному конкурсу пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. То пандемия мешала, то другие неожиданные препятствия. Уральский симфонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижёр – народный артист России Д. Лисс) под управлением заслуженного артиста России Алексея Доркина с солистами и лауреатами этого конкурса Тимофеем Долей и Михаилом Турпановым играли Третий концерт Прокофьева и Концерт Антонина Дворжака.

Тимофей Доля с каждым выступлением всё интереснее. Он умеет учиться и всегда в чём-то неожидан. Прокофьев у него захватывает энергией. Непростые ритмы сочинения ему в радость, особенно хороша вторая часть концерта. Вариации продуманы, у каждой – яркие особенности, в которых пианист блестяще разобрался. Безудержность, стремительность прокофьевских ритмов завораживает. Пианист свободен в композиторских замыслах, ему всё удаётся. Ощущение праздника!

Михаил Турпанов (на фото) – один из самых интересных пианистов своего поколения. Эрудит, исследователь. Редкие, я бы даже сказал, исключительные качества. Григорий Соколов, кстати, заметил: «…человек должен делать музыкантские заключения на основе немузыкальных впечатлений». Вот Турпанов – такой. Как он умудрился сохранить это качество в студенческие годы – загадка. Студент консерватории существует в феодальных условиях: жёсткое расписание, отвратительные инструменты в общежитии, концкласс, занимающий почему-то три четверти программы. Где уж тут приспособиться литературе, философии, лесу и птичкам! К сожалению, никто особо не озабочен улучшением общего образования. Потому и слушать многих выпускников невозможно. Михаил как-то избежал этой участи.

В сочинении Дворжака у фортепиано большие возможности. Не всегда простые. Михаил покоряет основательностью замысла, которая ощущается с первых тактов. И ты сразу доверяешь музыканту. Это редко случается. Виртуозность в первой и третьей частях, философичность второй были весьма впечатляющими. Всякий раз, слушая Турпанова, думаю: какая чудовищная несправедливость, что мы редко слышим его в лучших концертных залах! Ау, музыкальные менеджеры, есть ли у вас уши?

Сезон открыт. Надеюсь на хорошие впечатления!

Тэги: Семь нот Юрий Данилин
Обсудить в группе Telegram

Юрий Данилин

Заместитель главного редактора “Литературной га... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Концертный век

    07.09.2021
  • Победившая ГУЛАГ

    13.04.2021
  • Свет памяти

    11.11.2020
  • Вместо мемуаров

    15.01.2020
  • В поисках внутреннего голоса

    25.09.2018
  • Свет памяти

    18 голосов
  • Победившая ГУЛАГ

    18 голосов
  • Идиллии зимы

    15 голосов
  • Вспоминая Веру Лотар…

    11 голосов
  • Французское турне

    7 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS