Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 октября 2017 г.
  4. № 39 (6615) (04.10.2017)
Многоязыкая лира России

Песочные часы

04 октября 2017

Александр Шуралёв. Дар отавы. Стихотворения и поэмы Уфа: Китап, 2017. 216 с.


Поэт Александр Шуралёв родом из Башкирии. Свой трудовой путь он начал с должности сельского учителя, затем стал профессором кафедры русской литературы в БГПУ им. М. Акмуллы в Уфе.

В новый сборник «Дар отавы» вошли стихи и поэмы, объединённые темой поиска внутренней гармонии и обретения пути к Богу. Эта тема рассматривается с разных ракурсов, под разными углами. Мысли о быстротечности времени и неразумном растрачивании жизни, отпущенной человеку, неожиданно раскрываются в стихах о детстве и родительском доме, о природе, в городской лирике, даже в иронических строках, отражающих современные реалии. Шуралёв справедливо и точно подмечает, как торопятся люди жить, «перед лошадью ставят телегу» и «умирают… ещё до рожденья». Жизнь автор сравнивает с песочными часами, а жителей планеты – с песчинками:


За песчинкой песчинка летим…

Жизнь с песочными схожа часами.

Мира этого с миром иным

Поцелуй эскимосский носами.


Поэт внимателен к звукам мира. В его поэзии много музыки. И здесь речь идёт не только и не столько о стихах, в которых действующими персонажами являются гитара, гармонь, патефон, хотя и таких немало, но и о стихах, в которых музыка присутствует в образах, пронизывая стихи от строки до строки. Детский голос в лирике Шуралёва схож с песней жаворонка, вьюга традиционно завывает, лукавый бес поёт, расположившись на плече лирического героя, Паганини играет на последней струне. Музыкальные образы порой нестандартны и могут поставить в тупик неискушённого читателя:


Скинув гнёт сапога,

Прозябает нога –

западающей клавиши нота.


Шуралёв мастерски владеет литературными приёмами, создавая особую магию звука, притягивающую и завораживающую. Например, в стихотворении «Магия звука»:


...любая малость,

шалость и шершавость,

громадность, складность,

нескладуха, тварность,

отринув сроки,

выстроится в строки.


Зачастую в своих стихах поэт обращается к классикам. Читатель найдёт в сборнике отсылки к Лермонтову, Рубцову, Некрасову, Есенину, Тряпкину, Шолохову, Юрию Кузнецову. Лирический герой Шуралёва диагностирует у себя «горе от ума» и пишет о «синдроме Диогена».

Становление поэта невозможно без личных поэтических предпочтений. Влияние авторов прежних эпох на творчество последующих творцов неизбежно. Как пишет Шуралёв,


В моей чернильнице есть капля Саши Чёрного

Да три-четыре едких капельки Пруткова.


Поиск творческого и жизненного пути тесно связан у Шуралёва с образом дороги. Мотив странствия прослеживается в книге «Дар отавы» с первых страниц до самого финала. И здесь поэт не обходится без песни, она звучит в рассказах попутчиков, в шуме колёс, отстукивающих секунды, как метроном. Дорога – это не только путь от станции отправления до пункта назначения, но и символ жизненного и духовного пути. Наиболее объёмно и ёмко показан в стихотворениях Шуралёва мир детства. Он представлен запоминающимися образами, близкими ровесникам поэта и его юным современникам. Бытовые предметы фантазия ребёнка наполняет новыми смыслами. Так, машинка «Зингер» напоминает штурвал линкора, лосось говорит человеческим языком, стручки акации согреваются детским дыханием.

С темой детства пересекаются самые трагические и глубокие мысли о беге времени, о коротком человеческом веке, о людях, которые кажутся вечными, но однажды уходят навсегда.


Всё чаще вспоминается теперь

со жгучей болью то, что раньше было:

как свежевыстиранную постель

заботливо для сына мать стелила

и говорила, вмиг перелистнув

все прожитые праздники и будни:

«Сынок, запомни эту белизну

и вспоминай, когда меня не будет...»

А сын не вдумывался в те слова,

с беспечной дурью веря в вечность мамы,

и как она тогда была права,

он осознал лишь у могильной ямы...


Жизнь, которая поначалу казалась поэту цветной пряжей, превращается в суровую нить с уходом самого главного человека – мамы. По признанию самого Александра Шуралёва, пережить боль, связанную с утратой родителей, ему во многом помогли стихи.

Но несмотря на все сложности и горести, поэт бесконечно любит жизнь. Название сборника «Дары отавы» символично. Отава – трава, вырастающая на месте покоса, «своим жизнелюбием тленность поправ». И столь же жизнелюбиво Слово, ибо только ему под силу преодолеть небытие:


Стрелы, бомбы, снаряды, враждебная нечисть метала,

Чтоб стереть это Слово навеки с просторов Земли,

Но оно, обагрённое кровью, из праха вставало

Неизбывной зарёй милосердной всесильной любви.


Юлия Скрылёва

Тэги: Александр Шуралв
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Живое дуновение слова

    17.09.2025
  • Треплет ветер паутинку

    15.09.2025
  • Поэзия – ведущая форма

    14.09.2025
  • История спасения и побед

    11.09.2025
  • Ни конца, ни края...

    07.09.2025
  • Чарав

    137 голосов
  • Не сойти с бесконечного круга

    113 голосов
  • Заблудилась в звёздном поле...

    108 голосов
  • Равновесие чувства и мысли

    106 голосов
  • Проникновенные лучи

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Выставка Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Классики
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS