ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
ЛГ online

«Мы хотим жить…»

24.05.2022
«Мы хотим жить…» Почему люди из Мариуполя никак не могут получить статус беженцев в Пензе?

Они не такие, как мы!

19.05.2022
Они не такие, как мы! Репортажи о пленных «азовцах» вызвали в российском обществе неоднозначную реакцию.

Мы в Telegram

15.05.2022
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.
ЛГ плюс

Оруэлл смотрит с небес…

23.05.2022
Оруэлл смотрит с небес… В стихах Владимира СПЕКТОРА не только боль и отчаяние, но также и вера в торжество добра.

Живет на свете кошка

16.05.2022
Живет на свете кошка Стихи Анны ЖЕЛТОНОГОВОЙ лиричны, в чем-то наивны, но по-своему трогательны.

Урок окончен

11.05.2022
Урок окончен К 75-летию поэта и учителя Владимира СУВОРОВА. Вступительное слово Сергея БАГОЦКОГО.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

Фея сирени «Русского балета»

20.05.2022
Фея сирени «Русского балета» О юбилее заслуженной артистки РСФСР, кавалера ордена «Знак Почета» Ольги КОХАНЧУК.
Материал Ирины КОТЕНКО.

Сюжеты из будущего – это «воспоминания»

18.05.2022
Сюжеты из будущего – это «воспоминания» Литгерои абсолютно самостоятельны и вольны в своих порывах, утверждает София ЭЗЗИАТИ.

Перекличка памяти с судьбой

14.05.2022
Перекличка памяти с судьбой Состоялась мировая премьера «Военной кантаты» Давида КРИВИЦКОГО на стихи Арсения ТАРКОВСКОГО.
ОПРОСНИК
  1. Как России вести себя с Украиной?
Результат
Позиция

Мариуполь – начало позора Украины

21.05.2022
Мариуполь – начало позора Украины Политолог и писатель Андрей ВАДЖРА об окончании «мыльной оперы» со сдачей в плен «азовцев».

Алексей Цветков: «Мои соперники – Заболоцкий и Мандельштам!»

14.05.2022
Алексей Цветков: «Мои соперники – Заболоцкий и Мандельштам!» 12 мая не стало Алексея Петровича Цветкова – поэта, прозаика, критика, переводчика, скончавшегося в Израиле.

Герман Захарьяев: «Геополитика на День Спасения и Освобождения не влияет»

10.05.2022
Герман Захарьяев: «Геополитика на День Спасения и Освобождения не влияет» День Победы в Израиле официально считается еще и новым иудейским праздником. Здесь он называется День Спасения и Освобождения.

  • Статьи
  • 2018 год
  • № 39 (6660) (26-09-2018)
  • Осторожно: ребёнок!

Осторожно: ребёнок!

Осторожно: ребёнок!

Общество / Общество / Времён связующая нить

Теги: Осторожно: ребёнок! , Василий Сухомлинский

Василий Сухомлинский

До тех пор, пока хоть какая-то часть родителей верит, что ремень сильнее убеждения и доброго слова, школа не может стать в полной мере домом, где возвышается человек. И мы должны без устали развенчивать наивную веру в пользу «ременной педагогики», самым беспощадным образом пресекать её применение в семье…

Если я знаю, что отца моего Вани бог умудрил единственным талантом – рождать детей, и если при этом я вызываю этого «мудрого» отца в школу и говорю ему: «Ваня ваш – лодырь, не хочет учиться», – происходит элементарная вещь: я, учитель, которому, конечно, не пристало заниматься побоями, бью мальчика рукой отца. Становлюсь со­участ­ником преступления.

Я видел немало людей, считающих себя интеллигентами, что, впрочем, не мешает им придерживаться убеждения, будто отсутствие шлепков размягчает, разнеживает ребёнка, порождает своего рода неприспособленность к жизни. Ремень не только унижает достоинство ребёнка, но и развращает его душу, пробуждая в ней самые тёмные, самые подлые черты: трусость, человеконенавистничество и лицемерие. Самыми стойкими, самыми непримиримыми к злу становятся те, кто не знал в детстве ни шлепка, ни подзатыльника.

Лет пятнадцать назад ко мне в школу пришла девочка. Фантазёрка, она удивляла нас своей способностью создавать сказки. Однажды на перемене Олеся – так звали девочку – подбежала ко мне, и я увидел ужас в её глазах. «Петя на Гришу… палку, палку…» – сказала она. Оказалось, что в её словаре даже не было слова «ударить». Она не знала, что один человек может бить другого, так счастливо сложилось её детство. Что же, из-за этой своей неосведомлённости девочка вошла в жизнь неподготовленной? Получилось совсем по-другому. Когда на её глазах хулиган поднял нож, чтобы нанести удар женщине, девятнадцатилетняя студентка вырвала нож. Получив ранение, она защитила человека от верной гибели.

Разрушая душевную связь взрослых и детей, ремень заведомо обрекает на неудачу все воспитательные усилия и родителей, и учителей. Если от маленького ребёнка под страхом порки можно добиться показного благонравия, то подростка уже не выпорешь. Чем же заменить потерявший власть ремень? Такому наказания не страшны, а разумное и сердечное слово непонятно. Здесь кончаются и родительский авторитет, и родительская власть. Дальше человек будет предоставлен самому себе и случаю.

Нельзя мириться и с тем, что некоторые педагоги – в силу ли низкой педагогической культуры, потому ли, что не умеют подчинять эмоции разуму, – прибегают к духовному ремешку. Уважение к ребёнку несовместимо с унижением, как несовместимо и с «сильными», «волевыми» мерами воздействия – окриком, стуком по парте, угрозой…

Выдвигать перед ребёнком многочисленные требования, в то время как он не верит в свои силы, да и ты, педагог, примирился с тем, что твой ученик плох и никудышен, – это всё равно что пытаться плыть, гребя вёслами в песчаных волнах...

Разве можно быть спокойным, если в учении, которое должно приносить радость бытия и радость познания, ребёнку становится неуютно и жутко? Жутко и неуютно потому, что и сегодня, и завтра, изо дня в день он чувствует: я плохой…

У меня в школе в начальных классах есть правило: до тех пор, пока ребёнок не научился удовлетворительно выполнять ту или иную работу, ему не ставится никакой отметки. Ты ещё поработай, говорят ему, ты ведь можешь… И ребёнок, подгоняемый желанием быть хорошим, напрягает все силы для того, чтобы выполнить задание. Вот где начало той подлинной требовательности, о которой шла речь выше. Он, маленький человек, собираясь с силами, – а силы эти в детской душе неисчерпаемы – поднимается на одну ступеньку выше. Он несёт из школы радость… Не одного ребёнка мы спасли от унижения и даже падения тем, что не ставили ему двойки и не прибегали ни к каким «сильным» мерам воздействия.

Всё это не значит, разумеется, что из класса в класс можно переводить с двойками. Это было бы самым жестоким равнодушием. Я за то, чтобы пробудить в человеке уважение к самому себе. А если ребёнок уважает самого себя, он сам будет ставить перед собой требования, выдвигаемые учителем.

«ЛГ», 1969 г., № 8,


«ЛГ»-досье

Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 года в селе Васильевка Кировоградской области в бедной крестьянской семье. В 1933 году поступил в Кременчугский педагогический институт на факультет языка и литературы.

В 1935 году начал работать в школе и одновременно учился заочно в Полтавском педагогическом институте. В годы Великой Отечественной войны – политрук роты. 9 февраля 1942 года был тяжело ранен под Ржевом и вскоре демобилизован. Работал директором средней школы в Удмуртской АССР, вступил в члены КПСС и в апреле 1944-го возглавил Онуфриевское районо Кировоградской области.

В 1948 году В.А. Сухомлинский назначен директором Павлышской средней школы, которая стала для него своеобразной педагогической лабораторией и которой он руководил до конца своей жизни. В 1955 году успешно защитил кандидатскую диссертацию в Киевском университете. Через четыре года Верховный Совет УССР присвоил Василию Александровичу почётное звание заслуженного учителя школы. В 1968 году он избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук
СССР, и в этом же году ему присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Научные монографии и статьи Василий Александрович писал на русском языке, художественную прозу– на украинском. Общий тираж его книг составил около четырёх миллионов экземпляров.

Он был многолетним автором и «Литературной газеты». Сегодня вашему вниманию предлагаются отрывки из двух его статей в нашей газете, вызвавших бурную полемику.


Оценить:

Оценка: 6.94 - Голосов: 16

Виталий Веселовский, 26.09.2018

Опять 25!
--------------------------------------------------------------------
Да хоть бы и сам Великий и Ужасный Путвин сказал такое:

"До тех пор, пока хоть какая-то часть родителей верит, что ремень сильнее убеждения и доброго слова, школа не может стать в полной мере домом, где возвышается человек. И мы должны без устали развенчивать наивную веру в пользу «ременной педагогики», самым беспощадным образом пресекать её применение в семье…"

- какая-то часть детей (и даже бОльшая) требует "ременной педагогики", а у родителей довольно часто возникает необходимость к ней прибегать, когда другие меры не могут уберечь ребёнка от предосудительного действия, поступка опасного для его нравственного здоровья или просто здоровья его и окружающих, а порой и жизни.

Опять 25! -------------------------------------------------------------------- Да хоть бы и сам Великий и Ужасный Путвин сказал такое: "До тех пор, пока хоть какая-то часть родителей верит, что ремень сильнее убеждения и доброго слова, школа не может стать в полной мере домом, где возвышается человек. И мы должны без устали развенчивать наивную веру в пользу «ременной педагогики», самым беспощадным образом пресекать её применение в семье…" - какая-то часть детей (и даже бОльшая) требует "ременной педагогики", а у родителей довольно часто возникает необходимость к ней прибегать, когда другие меры не могут уберечь ребёнка от предосудительного действия, поступка опасного для его нравственного здоровья или просто здоровья его и окружающих, а порой и жизни.

Яцек Войцеховский, 01.10.2018

Школа Сухомлинского - очень индивидуальная, рассчитанная на определенную категорию детей - здесь и сейчас (в смысле ТОГДА)). Это прекрасные и прекраснодушные рассуждения))
Школа Сухомлинского - очень индивидуальная, рассчитанная на определенную категорию детей - здесь и сейчас (в смысле ТОГДА)). Это прекрасные и прекраснодушные рассуждения))

Виталий Веселовский, 01.10.2018

Конечно.
Общеобразовательных школ гораздо больше, чем школ педагогических. И учителей гораздо больше, чем учителей-новаторов. Нельзя их опыт распространять, в погоне за модой, на всё педагогико-воспитательное пространство в принудительном порядке. Это не значит, что о нём нельзя рассказывать. Каждый обычный учитель что-то возьмёт в свою педагогическую практику в зависимости от своих предпочтений и возможностей учеников, школы.
Так хороший тренер выбирает игровую схему под игроков, или игроков под схему и особенности турнира. Но общие правила игры и связанные с ними фундаментальные принципы тренировок, психологической подготовки к играм очень консервативны, хотя и подлежат в мелочах изменениям, притом годами долго и упорно обсуждаемым в обществе и не только спортивном. Просматривать сложные для судьи эпизоды можно было давно с технической точки зрения, но "воз и ныне там", и общим правилом ФИФА эта практика не стала. А вот такая мелочь, как количество мячей, сколько очков начислять за игру, как вводить мяч центра поля - нет проблем.

;) Но при этом, заметим, что речь об очках не шла, так чтобы от 0 до 100, а мяч вводят с началом игры с центра, а не с линии ворот. В волейболе разрешили играть любыми частями тела, но вот сетка и размеры площадки остались и запрет на задержку мяча.

Конечно. Общеобразовательных школ гораздо больше, чем школ педагогических. И учителей гораздо больше, чем учителей-новаторов. Нельзя их опыт распространять, в погоне за модой, на всё педагогико-воспитательное пространство в принудительном порядке. Это не значит, что о нём нельзя рассказывать. Каждый обычный учитель что-то возьмёт в свою педагогическую практику в зависимости от своих предпочтений и возможностей учеников, школы. Так хороший тренер выбирает игровую схему под игроков, или игроков под схему и особенности турнира. Но общие правила игры и связанные с ними фундаментальные принципы тренировок, психологической подготовки к играм очень консервативны, хотя и подлежат в мелочах изменениям, притом годами долго и упорно обсуждаемым в обществе и не только спортивном. Просматривать сложные для судьи эпизоды можно было давно с технической точки зрения, но "воз и ныне там", и общим правилом ФИФА эта практика не стала. А вот такая мелочь, как количество мячей, сколько очков начислять за игру, как вводить мяч центра поля - нет проблем. ;) Но при этом, заметим, что речь об очках не шла, так чтобы от 0 до 100, а мяч вводят с началом игры с центра, а не с линии ворот. В волейболе разрешили играть любыми частями тела, но вот сетка и размеры площадки остались и запрет на задержку мяча.

Виталий Веселовский, 01.10.2018

Разговор надо вести о том, что деньги и не только в образовании тратятся на "гудок и ветер перемен", но не на решение фундаментальнейших проблем современной общеобразовательной школы с учётом колоссально возросших технических возможностей строительства зданий и сооружений. Не переход на "цифру", интернет, интерактивные доски, не замена учебников на планшеты должны первенствовать в общественных обсуждениях, а СНИЖЕНИЕ НАПОЛНЯЕМОСТИ КЛАССОВ в разы!
Речь должна идти не о шахматах или бадминтоне, а о полноценном ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОМ и ГИМНАСТИЧЕСКОМ развитии школьников, которое в 21 веке ПРОСТО ПОЗОРНО проводить без возможности всем детям быстро смыть пот ... ;) такой вонючий, что никаким дезодорантом не перешибёшь.

Разговор надо вести о том, что деньги и не только в образовании тратятся на "гудок и ветер перемен", но не на решение фундаментальнейших проблем современной общеобразовательной школы с учётом колоссально возросших технических возможностей строительства зданий и сооружений. Не переход на "цифру", интернет, интерактивные доски, не замена учебников на планшеты должны первенствовать в общественных обсуждениях, а СНИЖЕНИЕ НАПОЛНЯЕМОСТИ КЛАССОВ в разы! Речь должна идти не о шахматах или бадминтоне, а о полноценном ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОМ и ГИМНАСТИЧЕСКОМ развитии школьников, которое в 21 веке ПРОСТО ПОЗОРНО проводить без возможности всем детям быстро смыть пот ... ;) такой вонючий, что никаким дезодорантом не перешибёшь.


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 




Новости
24.05.2022

«Большая книга» огласит шорт-лист

В Демонстрационном зале ГУМа будут объявлены финалисты Национальной литературной премии.
24.05.2022

«На благо мира»

Премия за доброту в искусстве объявляет прием заявок на участие в конкурсе 2022 года.
23.05.2022

Суровый край ищет таланты

На Кольском Севере начался отбор конкурсантов на соискание губернаторской премии.
23.05.2022

Память о поэте

В Уржуме вручили литературную премию имени Николая Заболоцкого.
22.05.2022

В Николаеве демонтирован памятник Пушкину

Очередной мемориал великому русскому поэту уничтожен украинскими нацистами-вандалами.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Литература
Беседин Платон

Кол для Дракулы

18 мая 2022 года исполнилось 125 лет с выхода в свет из тьмы культового романа Б...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Z как «живой»

Буква Z в 1960-е стала символом антифашизма в Греции. В греческом алфавите дзета...

События и мнения
Макаров Анатолий

Как-нибудь переживём

В годы литературной молодости я вдруг заболел русской эмиграцией.

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Как они это делали?

Завершился показ премьерного восьмисерийного фильма «Начальник разведки» про Павла...

Литература
Сафронова Елена

Опасная профессия

Среди гражданских профессий на первом месте по степени риска находятся шахтёры, ...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2022
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда