Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 сентября 2019 г.
  4. № 39 (6706) (25.09.2019)
Телеведение Премьеры

Пробоина в борту

На экранах России – «Бык» Бориса Акопова и «В Кейптаунском порту» Александра Велединского

25 сентября 2019
«В Кейптаунском порту»:  Юрий Кузнецов и Сергей Сосновский

Эти фильмы на первый взгляд ничто не связывает. Но только на первый. Совпадает во многом время действия, совпадает жанр криминальной драмы. Оба созданы при поддержке государства, оба успеха в прокате не имеют, зато с интересом встречены на фестивалях, Велединский давно обласкан разнообразными жюри, а «Бык» стал победителем «Кинотавра».

В дебютной ленте Акопова заняты молодые Юрий Борисов, Стася Милославская и другие, что называется, свежие лица, и играют все хорошо, а вот сценарий, который написал сам режиссёр, показался многим неприлично вторичным. На экране – лихие 90-е, но похожих фильмов про них снято множество, начиная с балабановского «Брата», кончая недавним «Ненастьем» Сергея Урсуляка, где, надо же, тоже в финале Ельцин есть со своим «Простите, я ухожу…». Но «Брат» и «Ненастье» глубокие, можно даже сказать, эпические произведения, а какие открытия в «Быке»?

Грязь, кровь, убогость, стремление героини бежать из «Рашки-какашки» – всё это уже мы много раз видели. Герой, старший брат, в силу обстоятельств вовлечён в мир криминала и страдает от этого, младший брат влюблён, и его любовь растоптана, вообще, все какие-то растоптанные, скучные… Всё это было бы неплохо для ученической ленты, полезно для начинающих актёров, но разве достаточно для победы в престижном фестивале? И в прокате тишина. Странно.

Работа известного, многоопытного Александра Велединского начинается замечательно, загадочно; многослойное, изящно выстроенное режиссёром действие разыграно артистами прекрасно, за каждым из персонажей судьба и тайна. Актёры известные, волшебно сосуществуют в кадре. Первые полчаса ничего не понимаешь, но с наслаждением следишь за вязью происходящего. Великолепные Александр Робак, Сергей Сосновский, Юрий Кузнецов, Владимир Стеклов, его талантливый внук Данил, неожиданные, трогательные Анна Уколова и Виталий Кищенко… Чем-то всё это напоминало «Криминальное чтиво», но без трупов, всё гораздо поэтичнее, изумительные дальневосточные пейзажи радуют глаз. Смотреть одно удовольствие. Но это же кино, должна быть динамика, и она есть, явно что-то назревает в судьбах персонажей, которых рок свёл на Сахалине 22 июня 45-го, в тот же день в 97-м, мы видим постаревших персонажей и ждём, что произойдёт какая-то развязка, встреча или что-то, что распутает и вскроет всё непонятное.

После часа кинематографических наслаждений начинаешь уже несколько уставать, хочется хоть что-то уже понять, а то, что понимаешь, никак не удовлетворяет. Замах-то был ого-го, и начало было таким многообещающим, так много было шикарных кинематографических находок, которые… ни во что особое не вылились. А когда действие плотно переселилось в Кейптаун, впервые возникло ощущение неудобства, неправды, которое не покидало уже до самого конца.

И горюешь, к концу фильма понимая, что беда здесь та же, что и в «Быке», и она в сценарии, который тоже написал сам режиссёр. Если в первом случае он вторичен, то во втором скорее недодуман, недокручен (или перекручен). В старые времена, когда на киностудиях «свирепствовали» худсоветы, когда в силе был редакторский корпус, эти проекты были бы остановлены на стадии сценария. В первом случае ввиду его невнятности и отсутствия у фильма перспектив в прокате, а во втором случае сценарий бы требовали доработать, чтобы избежать той же невнятицы. И лент этих не было бы, так же как провала в прокате. Но сейчас снимают фильмы, тратя немалые, между прочим, народные деньги, – для чего? Чтобы творцы были при деле, а продюсеры с толком тратили бюджеты, выделенные на съёмки? Про зрителей, разумеется, забывают.

Александр Иванов

 

Тэги: Кондрашов Александр Юрий Кузнецов Александр Робак Юрий Борисов Стася Милославская Бык Александр Велединский Владимир Стеклов Сергей Сосновский
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Раскаты грома слышатся в крови»

    26.10.2022
  • «Пресволочнейшая штуковина»

    05.10.2022
  • Миссия выполнима

    28.09.2022
  • Жестокая метафора

    14.09.2022
  • В поисках нового

    03.08.2022
  • Со страны начинаюсь…

    124 голосов
  • Юрий Кузнецов и его присутствие в русской поэзии

    78 голосов
  • Приговор «Обители»

    70 голосов
  • Оправдывая отцеубийц

    67 голосов
  • «Я вынес пути и печали»

    67 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS