София Эззиати. Дневник революции: Роман в 3 кн. – 2018. – 384 с. – 2000 экз.
София Эззиати – молодой музыкант, она пишет и исполняет песни в жанре поп-рок. И вот теперь дебютирует как прозаик. Переход к литературному творчеству получился как бы сам собой. Её первый роман-трилогия «Дневник революции» буквально родился из музыки: три части книги были написаны одновременно с тремя песнями, которые являются, по сути, саундтреками к книге. Как сказано в предисловии, музыка должна помочь читателю погрузиться в атмосферу произведения. Что ж, задумка воплотилась: светлые, спокойные и немного меланхоличные песни действительно очень созвучны настроению книги.
Итак, перед нами – фантастический роман (впрочем, в скобках отметим, что по характеру затронутых острых проблем его можно отнести и к жанру антиутопии), действие которого разворачивается в XXVIII веке в далёком космосе, в некой системе Сапей. В центре сюжета оказывается борьба группы Сопротивления против диктатуры «Единого ока» – могущественной организации, захватившей власть в системе и медленно уничтожающей её планеты и население.
Одна из сложнейших задач, которая стоит перед автором фантастического жанра, – создание собственного мира. Система Сапей, придуманная Софией Эззиати, представляет собой несколько солнечных систем (секторов), вращающихся вокруг Великого Солнца (для удобства читателя в начале книги помещена схема). Конечно, каждая планета системы не описывается во всех подробностях – это и не нужно. Автор работает преимущественно широкими мазками, намечая контуры и наиболее характерные детали. И вот перед нами планета Лагуз; её поверхность полностью покрыта водой и представляет собой бесконечный океан с небольшими островками, над которым кружат чайки. Это – Атлантида будущего: толща воды скрывает защищённый прозрачным куполом город, жители которого видят океан изнутри. А вот планета Совуло, состояние которой напоминает о концепции «ядерной зимы»: после техногенной катастрофы планета полностью покрывается льдом и снегом… Автор рисует вечную метель и заброшенные, разрушенные поселения – и этого оказывается достаточно, чтобы описать масштабы трагедии: «Местами сияющими стёклами был рассыпан снег. Переливаясь и отражая лучи, он жил и погибал, тая от скупой теплоты, подаренной весенним солнцем…»
Быть может, придирчивые поклонники жанра будут упрекать автора в недостатке «технических» деталей мироустройства системы Сапей. Но в данном случае чрезмерный крен в техническую сторону убил бы основную идею романа: самые важные вещи – всегда внутри. Вселенная, в которой живут герои, – это в первую очередь декорация, оттеняющая другой, более значимый мир. Мир человеческих чувств.
Он проработан автором в мельчайших деталях. Мотивы героев, их поступков, их слов прописаны с психологической точностью. Рассказывая историю о движении Сопротивления, есть соблазн увлечься описаниями героических подвигов и переборщить, но в «Дневнике революции» получилось всё как в жизни. Ведь зачастую на отважные поступки людей толкают не только и не столько высокие убеждения, сколько осознание, что им больше нечего терять – и другого выхода, кроме как встретиться с врагом лицом к лицу, у них просто не осталось.
Роман написан в формате дневника – в нём чередуются отрывки из записей двух главных героев – Сольвейг и Аска. И этот формат даёт автору множество возможностей продемонстрировать внутренний мир героев, не вмешиваясь в историю. На страницах дневника они рефлексируют, задают важные и пугающие вопросы, сомневаются и пытаются преодолеть сомнения: «Мне стало не по себе. Как часто мы идём куда-то, даже толком не понимая, почему мы это делаем, и только строим предположения о том, что может ожидать в конце, не зная конкретной цели. И наоборот, зачастую люди не делают ничего, пока не будут уверены на все сто в каждом шаге, и поэтому в большинстве случаев так и стоят на месте, ожидая идеальных условий. Даже не знаю, что хуже. По-моему, оба варианта друг друга стоят».
Очень хорошо работает на идею романа и композиция. Повествование начинается с того, как Сольвейг, участница Сопротивления, находит своего «истинного союзника» Аска и забирает его с колонизированной планеты Йера. Это кажется самым началом истории, но чем дальше мы погружаемся в сюжетные перипетии, тем сильнее отдаляется «точка отсчёта»: мы понимаем, что на самом деле автор забросил нас в самую гущу событий. А о том, когда всё началось на самом деле, рассказывает вторая часть – ретроспектива жизни Сольвейг и история её пути к Сопротивлению.
Интересна и символика романа. София Эззиати преимущественно оперирует символами скандинавской культуры. Например, имя Аск в переводе с норвежского означает «ясень», который, в свою очередь, в скандинавской мифологии является символом непобедимости и непрерывности жизни. А имя Сольвейг, в переводе означающее «солнечный путь», отсылает нас ещё и к известному произведению норвежского драматурга Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Сольвейг из романа, как и героиня пьесы, – символ верности: своим словам, своим делам, своим близким, а её, быть может, главный дар – давать людям возможность познать себя, стать самими собой.
Эти и другие символы в очередной раз подчёркивают светлый, оптимистичный посыл произведения: несмотря на множество трагических событий, добро в конце концов побеждает зло. В первую очередь потому, что его главное оружие – не материальные, а духовные категории, а их невозможно уничтожить даже с помощью самого мощного оружия. Потому что и в эпоху глобальных потрясений остаются люди, которым удаётся сохранить человеческое лицо.
Мила Яковлева