Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 сентября 2019 г.
  4. № 39 (6706) (25.09.2019)
Литература Библиосфера

Следуй за солнцем

25 сентября 2019

София Эззиати. Дневник революции: Роман в 3 кн. – 2018. – 384 с. – 2000 экз.


София Эззиати – молодой музыкант, она пишет и исполняет песни в жан­ре поп-рок. И вот теперь дебютирует как прозаик. Переход к литературному творчеству получился как бы сам собой. Её первый роман-трилогия «Дневник революции» буквально родился из музыки: три части книги были напи­саны одновременно с тремя песнями, которые являются, по сути, саундтре­ками к книге. Как сказано в предисло­вии, музыка должна помочь читателю погрузиться в атмосферу произведения. Что ж, задумка воплотилась: светлые, спокойные и немного меланхоличные песни действительно очень созвучны настроению книги.

Итак, перед нами – фантастический роман (впрочем, в скобках отметим, что по характеру затронутых острых про­блем его можно отнести и к жанру анти­утопии), действие которого разворачи­вается в XXVIII веке в далёком космосе, в некой системе Сапей. В центре сюжета оказывается борьба группы Сопротивле­ния против диктатуры «Единого ока» – могущественной организации, захва­тившей власть в системе и медленно уничтожающей её планеты и население.

Одна из сложнейших задач, которая стоит перед автором фантастического жанра, – создание собственного мира. Система Сапей, придуманная Софией Эззиати, представляет собой несколь­ко солнечных систем (секторов), вра­щающихся вокруг Великого Солнца (для удобства читателя в начале книги помещена схема). Конечно, каждая пла­нета системы не описывается во всех подробностях – это и не нужно. Автор работает преимущественно широкими мазками, намечая контуры и наиболее характерные детали. И вот перед нами планета Лагуз; её поверхность полно­стью покрыта водой и представляет собой бесконечный океан с небольшими островками, над которым кружат чайки. Это – Атлантида будущего: толща воды скрывает защищённый прозрачным куполом город, жители которого видят океан изнутри. А вот планета Совуло, состояние которой напоминает о кон­цепции «ядерной зимы»: после техно­генной катастрофы планета полностью покрывается льдом и снегом… Автор рисует вечную метель и заброшенные, разрушенные поселения – и этого ока­зывается достаточно, чтобы описать масштабы трагедии: «Местами сияющи­ми стёклами был рассыпан снег. Пере­ливаясь и отражая лучи, он жил и поги­бал, тая от скупой теплоты, подаренной весенним солнцем…»

Быть может, придирчивые поклонни­ки жанра будут упрекать автора в недо­статке «технических» деталей миро­устройства системы Сапей. Но в данном случае чрезмерный крен в техническую сторону убил бы основную идею рома­на: самые важные вещи – всегда внутри. Вселенная, в которой живут герои, – это в первую очередь декорация, оттеняю­щая другой, более значимый мир. Мир человеческих чувств.

Он проработан автором в мель­чайших деталях. Мотивы героев, их поступков, их слов прописаны с пси­хологической точностью. Рассказывая историю о движении Сопротивления, есть соблазн увлечься описаниями героических подвигов и переборщить, но в «Дневнике революции» получи­лось всё как в жизни. Ведь зачастую на отважные поступки людей толкают не только и не столько высокие убежде­ния, сколько осознание, что им больше нечего терять – и другого выхода, кроме как встретиться с врагом лицом к лицу, у них просто не осталось.

Роман написан в формате дневника – в нём чередуются отрывки из записей двух главных героев – Сольвейг и Аска. И этот формат даёт автору множество возможностей продемонстрировать внутренний мир героев, не вмешиваясь в историю. На страницах дневника они рефлексируют, задают важные и пугаю­щие вопросы, сомневаются и пытаются преодолеть сомнения: «Мне стало не по себе. Как часто мы идём куда-то, даже толком не понимая, почему мы это делаем, и только строим предположе­ния о том, что может ожидать в конце, не зная конкретной цели. И наоборот, зачастую люди не делают ничего, пока не будут уверены на все сто в каждом шаге, и поэтому в большинстве случаев так и стоят на месте, ожидая идеальных условий. Даже не знаю, что хуже. По-мо­ему, оба варианта друг друга стоят».

Очень хорошо работает на идею рома­на и композиция. Повествование начи­нается с того, как Сольвейг, участница Сопротивления, находит своего «истин­ного союзника» Аска и забирает его с колонизированной планеты Йера. Это кажется самым началом истории, но чем дальше мы погружаемся в сюжетные перипетии, тем сильнее отдаляется «точ­ка отсчёта»: мы понимаем, что на самом деле автор забросил нас в самую гущу событий. А о том, когда всё началось на самом деле, рассказывает вторая часть – ретроспектива жизни Сольвейг и исто­рия её пути к Сопротивлению.

Интересна и символика романа. София Эззиати преимущественно опе­рирует символами скандинавской куль­туры. Например, имя Аск в переводе с норвежского означает «ясень», кото­рый, в свою очередь, в скандинавской мифологии является символом непо­бедимости и непрерывности жизни. А имя Сольвейг, в переводе означаю­щее «солнечный путь», отсылает нас ещё и к известному произведению норвеж­ского драматурга Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Сольвейг из романа, как и герои­ня пьесы, – символ верности: своим словам, своим делам, своим близким, а её, быть может, главный дар – давать людям возможность познать себя, стать самими собой.

Эти и другие символы в очередной раз подчёркивают светлый, оптими­стичный посыл произведения: несмо­тря на множество трагических собы­тий, добро в конце концов побеждает зло. В первую очередь потому, что его главное оружие – не материальные, а духовные категории, а их невозмож­но уничтожить даже с помощью самого мощного оружия. Потому что и в эпо­ху глобальных потрясений остаются люди, которым удаётся сохранить чело­веческое лицо.

Мила Яковлева

Тэги: Книга Книжный ряд Мила Яковлева София Эззиати Дневник революции
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • Калейдоскоп жанров

    14.02.2025
  • На дальней станции сойду…

    29.08.2024
  • Возвращённая земля

    28.06.2024
  • Помогай Бог!

    10.06.2024
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Испытание оттепелью

    139 голосов
  • Итальянское соло для русских судеб

    117 голосов
  • Полёт над границами века

    88 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS