Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 сентября 2020 г.
  4. № 39 (6754) (30.09.2020)
Литература

Воздух будущей России

Современные писатели – о феномене Сергея Есенина

30 сентября 2020
«О Русь, взмахни крылами...» – это стихотворение Сергей Есенин прочитал 3 ноября 1918 года на открытии памятника Алексею Кольцову на Театральной площади в сквере у Китайгородской стены

Со дня рождения одного из самых любимых народом поэтов прошло 125 лет. До сих пор каждому близки и понятны его стихи, именно с них для многих начинается знакомство с русской поэзией. Его творчество в той или иной степени повлияло на мироощущение многих авторов. «Что лично для вас значит Сергей Есенин?» – на этот вопрос отвечают известные литераторы. 

Борис Евсеев

Борис Евсеев, прозаик, вице-президент Русского ПЕН-центра:

– Трепетная плоть есенинского стиха заставляет вздрагивать и сейчас. Для меня его стихи – возвращение к собственным истокам и юношеским мечтаниям. Часто Есенина представляют инерционным поэтом, теребящим на своей колёсной лире одну-единственную верёвочную струну. Думаю, Есенин – не возвращение к литературной инерции ХIХ века, а обращение к новым, неожиданным контекстам Руси-России. Чисто русский, эмоциональный ум (или, как писал Есенин, «эмоциональный ангелизм») приводил поэта к прозрениям поразительным. Но ведь не из окаменевших европейских химер, а из живоносных прозрений возникли «русский космизм» Николая Фёдорова, причудливые землемеры и мастеровые Андрея Платонова, цветные сибирские ветра Всеволода Иванова, запретные лит. мотивы Михаила Булгакова!

Существовал и есенинский БогоКосмос, конечно, не в большевистском казарменном варианте, а в виде Инонии. Инония – иная страна. Она всегда будет тревожить и уносить нас от несправедливостей мира.

Нежными коровьими ноздрями втягивал Есенин воздух будущей России. Он сбивался на крик, падал, расшибался. Но при этом, сквозь дым и сталь, видел речное, лесное, полное неубитых зверей и птиц, срединно-восточное российское будущее…

Проза – всегда движение к жизни. Поэзия – чаще движение к смерти. Не к смерти бытовой, заунывной! К смерти – как воскрешению. Написанные кровью – в предчувствии насильственной смерти – строки «предназначенное расставанье обещает встречу впереди» именно так и надо понимать. Непутёвый пророк Сергей Есенин не боялся смерти. Он её втайне любил. Это и определило его жизнь и его стих: грубо-ласкающий, бесшабашный, исполненный мальчишеского имморализма и не существовавшего до него в России – интеллигентно-крестьянского лиризма.

150x225_volgin.jpg

Игорь Волгин, поэт, историк:

– Мои первые впечатления от Сергея Есенина – сугубо эротические.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.
Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.

Это не вздохи на скамейке и даже не прогулки при луне. И тем более не «Я к вам пишу…». Моё целомудренное (в литературном, разумеется, смысле) восьмиклассное воображение было поражено как обстоятельством места, так и, в особенности, образом действия.

Ты сама под ласками сбросишь шёлк фаты,
Унесу я пьяную до утра в кусты.

Во время знаменитых оттепельных сходбищ у памятника Маяковскому я, уже десятиклассник, с чувством декламировал «Письмо к женщине»: это был эротизм совсем иного толка («С того и мучаюсь, / Что не пойму, / Куда несёт нас рок событий...») – с общественной, так сказать, подоплёкой.

Вообще, в России такой поэт не мог не появиться. Свято место пусто не бывает. Со времён Пушкина некая область национального духа оставалась вербально невостребованной, неозвученной, хотя настоятельно требовала восполнения. Феномен Есенина единственен в своём роде: его любят (или, по крайне мере, ценят) практически все: не исключая даже тех, кому он, предположим, эстетически не близок. Эта воистину всенародная любовь зиждется не столько на безусловном признании поэтического таланта (талантливых поэтов в России хватает), сколько на почти бессознательном ощущении, что Есенин выразил глубинную суть (я бы даже сказал – глубинные сути) нашей национальной жизни. Причём сделал это без подделки под народный (вернее, псевдонародный) говор – как, например, Ф. Ростопчин в своих афишах 1812 г., которые, по словам классика, были писаны наречием деревенских баб. Нет, это был «всё тот же» язык великой литературы, язык Пушкина, но – вложенный в, казалось бы, неискушённые, как бы впервые отверстые уста. Эта речь в силу своей первозданности и обезоруживающей, скажем так, искренности не могла не тронуть сердца.

Кто спорит: Есенин – лирик. Но не случайно вызываемое им лирическое переживание в конечном счёте оказывается переживанием интеллектуальным. «Умом Россию не понять», – провозглашает «поэт-философ» Ф. Тютчев. «Я скажу: «Не надо рая, / Дайте родину мою», – откликается «крестьянский поэт» С. Есенин. Прав И. Бродский: поэзия не имеет эпитета.

Меня всегда поражали строки: «Полюбил я грустные их взоры / С впадинами щёк». Грамматически сомнительно, поэтически – абсолютно.

Сергей Есенин не принадлежит к числу моих самых любимых поэтов. Но без этого звука я не могу представить музыку сфер.

150x225_popov.jpg

Евгений Попов, прозаик, президент Русского ПЕН-центра:

– Думаю, что Сергей Есенин – самый любимый народом поэт. Его стихи в стране знают все, начиная с высоколобых интеллектуалов, функционеров и заканчивая звероподобными мужиками, отсидевшими «на просторах родины чудесной» и зарабатывающими себе на жизнь тяжёлым физическим трудом. Большевики сдуру пытались запретить его, но это, к их удивлению, оказалось невозможным. Есенин – подлинная суть и душа нашей великой страны, где он, деревенский парень, смог стать тем, кем стал. Соцреализм и другие «-измы» не имеют к нему никакого отношения. Он был, есть и будет, пока будет Россия. А она будет всегда. Есенин – воплотившаяся мечта и надежда. Есенин, как никто другой, сумел «нежное сказать» простым и сложным русским людям. Лично мне он ещё в юности дал что-то волшебное, неуловимое, и я стараюсь сберечь, не растратить это.

150x225_kabysh.jpg

Инна Кабыш, поэт:

– Конечно, можно в тысячный раз поговорить о народности Есенина, о его любви к «братьям нашим меньшим», ко всем этим «белым берёзам» и «заледенелым клёнам», но я не люблю повторяться.

И потому скажу, что Есенин, во-первых, поэт умный.

Когда Пушкин писал, что «поэзия должна быть глуповата», он имел в виду, что поэт о сложном должен уметь говорить просто.

«Лицом к лицу лица не увидать…»

«Другие юноши поют другие песни…»

«Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо…» –

это ведь не просто афоризмы. Это законы духовного мира, сформулированные так просто («глуповато»), что понятно любому.

Во-вторых, Есенин – поэт-философ.

Баратынский, разбиравший пушкинский архив, с удивлением обнаружил, что Пушкин-то – философ!

В своё время, прочитав «малые поэмы» Есенина («Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение»), я поняла то же самое о Есенине.

Образ «сражённого пулей младенца Иисуса» из поэмы «Товарищ» не слабее блоковского Христа, идущего впереди двенадцати «в белом венчике из роз». А «шишкам слов» и «разуму-волу» позавидовал бы и такой признанный поэтфилософ, как Заболоцкий.

Кроме того, «маленькие поэмы» Есенина по своей философской составляющей близки мощнейшему философу Серебряного века Николаю Фёдорову.

Верой в преобразование земли:

Земля предстала
Новой купели!

Срастанием земли и неба:

…холмы поют про рай.
И в том раю я вижу
Тебя, мой милый край. 

Соединением живых и мёртвых:

…Все мы – яблони и вишни
Голубого сада.

Примирением врагов:

…и рыжий Иуда
целует Христа…

В статье «Ключи Марии» Есенин заметил, что конь на крышах русских изб – это «устремление» и что «только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице».

«Русь, куда ж несёшься ты?» – спросил в девятнадцатом веке один поэт. «Мы, россияне, ловцы вселенной», – ответил в начале двадцатого другой.

У страны, где её любимые поэты всегда больше, чем поэты, и не может быть менее великих устремлений.

150x225_shemshuchenko.jpg

Владимир Шемшученко, поэт:

– Сергей Есенин вошёл в мою довольно непутёвую молодую жизнь случайно. В конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века среди карагандинской шпаны, к которой я принадлежал, считалось шиком иметь «наколку». Из множества предлагаемых средой моего обитания вариантов я почему-то выбрал: «Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок». Эти строчки дворовый умелец при помощи иголки, обмотанной ниткой, и чёрной туши навечно «поселил» на подъёмах моих ног к «величайшему восторгу» моих родителей-коммунистов, преподававших в средней школе историю и обществоведение. Сей процесс «запоминания» две-три недели «отзывался» при каждом шаге, когда я хромал на обе ноги.

 Уже во взрослом возрасте я узнал, что, во-первых, у Есенина не «как», а «так», а во-вторых, это стихотворение «Мне грустно на тебя смотреть…» было написано поэтом в 1923 году во время его влюблённости в актрису Августу Миклашевскую.

Дальше – больше: хотя в «глубокое» советское время работа школьников в ресторанах, мягко говоря, не приветствовалось, мне доводилось петь и играть на бас-гитаре «в кабаках», где я во всю глотку распевал: «Не жалею, не зову, не плачу…», «Устал я жить в родном краю…», «Ты жива ещё, моя старушка…», «Клён ты мой опавший…» и др., ничуть не интересуясь тем, кто же сочинил стихи к песням, слушая которые подвыпившие посетители ресторанов плакали как дети. Что-то, видно, в этих песнях было щемящее, трогающее души…

Это чувство «обволакивает» любого, кто стоит на родине Есенина в Константинове, смотрит с обрыва на приокские дали и сердцем понимает, что воистину «синь сосёт глаза»…

Не претендуя на оригинальность, скажу: народ-языкотворец (как его назвал Владимир Маяковский) «выталкивает» из своей среды поэта и делегирует ему право говорить от своего имени. И если поэт отвечает его (народа) чаяниям, то народ его «канонизирует», т.е. «растворяет» в себе, и поэт становится его плотью и кровью. И потому – Есенин вечен до тех пор, пока длится историческая жизнь русского народа.

Анна Гедымин

Анна Гедымин, поэт:

– Есенин был первым поэтом, благодаря которому я вообще начала читать стихи. Помню, мама, увидев у меня в учебнике «Родная речь» стихотворение про белую берёзу за окном, вдруг сказала, что в её юности Есенин был запрещён, но его всё равно все любили и друг у друга переписывали. И прочитала наизусть про загадочную и далёкую Шаганэ. Мне ещё был не до конца понятен смысл стихотворения, но я буквально задохнулась от его невероятной музыки, грустной и прекрасной, которую хотелось слушать и слушать, и на душе становилось светло, и хотелось плакать.

А через несколько лет бабушка рассказала, что у неё была подруга Галя Бениславская, которая покончила с собой на могиле Есенина.

Тут уж я начала интересоваться жизнью поэта. И, взяв с полки том старой Большой советской энциклопедии под редакцией О.Ю. Шмидта, прочитала неодобрительное: что Есенин был «идеологическим знаменем кулацкой контрреволюции» и это в итоге привело его к нравственному тупику и самоубийству. Так к обаянию поэзии добавился щемящий драматизм судьбы.

А потом я бесконечно читала стихи. И слушала. Как упоительно – нежно, но с колоссальной внутренней энергией – исполняла Есенина по телевизору молодая Доронина! И как совсем по-другому – неистово, безудержно – рвался есенинский стих из уст Высоцкого-Хлопуши: «Проведите, пррррроведите меня к нему!..»

В общем, Есенин для меня – переживание очень личное. И очень важное. Читая его стихи, я постепенно, но уже навсегда понимала, что такое поэзия. Музыка, страсть и судьба.

150x225_minin.jpg

Евгений Минин, поэт:

– Есенин в России – поэт, одинаково понятный всем и любимый разными слоями населения бесконечное время. Поэт из народа, он был поэт народа. Мне повезло – у меня была замечательная учительница русского языка Антонина Ивановна Борщевская. Она любила и литературу, и детей. И однажды на уроке прочитала стихотворение про белую берёзу из учебника «Родная речь».

* * *

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Я в те времена только начинал рифмовать. Есенинское стихотворение поразило меня, пятиклассника, – столько драгоценного на одном дереве: серебро, бахрома, золото. А за окном берёза, точно такая же, в снегу, есенинская, с бахромой от фонарей и серебром – от луны. И, конечно, у меня был сборник Есенина в детской серии «Мои первые книжки», которые в мои времена выпускались огромными тиражами. Он и стал моим первым учебником поэзии, поэзии настоящей, где красота слова и красота природы сливались в единые и понятные смыслы. Я рос, и росло во мне более глубокое понимание лирики поэта. Меня всегда обижало, что Есенина называли поэтом деревни, поэт – он или поэт, или нет, и никакие ярлыки в поэзии, полагал, не приемлемы. Уезжая в Иерусалим, увозил в багаже вместе с томиками Пушкина и Лермонтова том Есенина – книги гениев русской поэзии…

Марина Кудимова

Марина Кудимова, поэт:

– После Пушкина Есенин, безусловно, второй поэт, формирующий национальное сознание. Тот факт, что в России его воспитывала именно поэзия, сегодня уже нуждается в доказательствах. Но для моего поколения поэтический язык был естественным, как окружающая нас и ещё не уничтоженная «прогрессом» природа. Феномен «литературы в отсутствие», когда огромный массив созданного в начале ХХ века на долгие годы вынули из обращения, сделали «запретным плодом», превратил голубой есенинский пятитомник едва ли не в единственное разрешённое свидетельство русского Ренессанса (при всех эстетических противоречиях) беспрецедентной культурной концентрации накануне революции и в первое десятилетие после неё.

Но если Пушкин был и остаётся «днём чудесным», «солнцем русской поэзии» не декларативно, а по источаемому его стихами свету жизни, Есенин – первый по времени прочтения (обычно – это довольно сложный, сам по себе конфликтный переход из отрочества в юность) провозвестник не смерти в смысле осознания конечности, но гибели. То есть искусственно прерванной жизни.

Пушкин – это «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Есенин – это «Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?». Между полудетской буколической берёзой 1913 г. в снежном серебре (это возможно только в солнечный день) из школьной хрестоматии и берёзами в погребальных саванах из миниатюры «Снежная равнина, белая луна» прошло всего 12 лет.

Тэги: Евгений Минин Опрос Владимир Шемшученко Инна Кабыш Игорь Волгин Сергей Есенин Борис Евсеев Евгений Попов Марина Кудимова Анна Гедымин
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Профессии «писатель» – быть?

    25.09.2024
  • Говорящая скульптура

    05.10.2022
  • Задолбали музыканты

    01.10.2022
  • Оставался свободным

    21.09.2022
  • «Сомнений в правоте России нет…» Часть вторая

    12.09.2022
  • Рвотное

    2064 голосов
  • Кусательное

    1020 голосов
  • Дендрологическое

    612 голосов
  • Свежие сазоновости

    594 голосов
  • Возвышенное

    574 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS