Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 сентября 2020 г.
  4. № 39 (6754) (30.09.2020)
Искусство

Возвращённое сердце

30 сентября 2020
Сцена из спектакля «Холодное сердце»

Во МХАТе – премьера обновлённого спектакля «Холодное сердце» (инсценировка – Владимир Щербинин, режиссёр – Олеся Невмержицкая) по сказке Вильгельма Гауфа, человека, прожившего на свете менее 25 лет. Судя по всемирной известности его сказок, он был гением.

Спектакль МХАТа раньше назывался «Сокровище Петера». Перед тем как его перестали играть, я водила на этот спектакль своего маленького сына. И когда я смотрела новую инсценировку 27 сентября, я отчётливо вспомнила те свои слёзы радости, которые брызнули во время старого действа, – эффект повторился. Театр сказал тогда моему сыну очень важные слова, объяснил те вещи, которые, возьмись за это я, оказались бы лекцией по этике, морализаторством. И сегодня я горда за всех мам и пап, которые сообразили привести детей именно на этот спектакль.

О чём сказка, многие знают. Если перейти на этические категории, она о грехе, раскаянии, покаянии, искуплении и прощении. И неважно, что одному ребёнку в зале пять лет, а другому – десять и кому-то вроде бы рановато слушать о том, что такое смерть, и задаваться вопросом: что с нами бывает после? И тому и другому захочется задуматься о том, что такое человек, как нужно жить. Но ведь не о смерти же эта сказка. Это лишь часть тех созидающих личность вещей, которые звучат в пьесе. Я ещё подумала, что в каком-то смысле сказка формирует негативное отношение ребёнка к погоне за лёгкой наградой, к разгульному образу жизни, к бессмысленной игре, к жестокости.

В театре ребёнка не учат напрямую, ему показывают, что выходит из отрицательного персонажа, к чему приводят дурные поступки. Но сказке, о которой идёт речь, этого мало. Она не о внешнем, а о внутреннем состоянии героя, который пошёл не той дорогой. Она о том, что переживает герой. Это переживание и есть урок!

Мало того, спектакль, как это ни странно, подводит маленького человека к пониманию в будущем русской классической литературы, которая вся об этом – возьмите хотя бы «Преступление и наказание».

Как же тогда быть с детской психикой? Не слишком ли глубокие переживания несёт столь многослойная, объёмная «философия для детей»? На ум идёт только один контраргумент: бесконечные американские кровожадные фильмы, якобы для детей, или не менее жестокие компьютерные игры – они навсегда формируют у наших детей «ошалелость» и идею допустимости лёгких жертв. Вот уж где взращивание поколений тех самых «холодных сердец»!

И вот театр, где ребёнок находится вместе со старшим родным человеком. Где бабушка непременно скажет: «Смотри, это злой волшебник». Где персонажи рассуждают о христианских ценностях… Разве это не почва для первых духовных ростков, не первая ступень к осознанию того, какой выбор должен делать человек?

И вот уже мальчик, услышав стихотворное заклинание Петера про рождённых в воскресенье, теребит маму за рукав:

– Мам, мам, а я-то в какой день родился?

А другой парень на выходе в антракте пожимает плечами:

– Странно, ведь Петеру дали за сердце всего сто тысяч, а говорят, что он стал миллионером!

Детское ухо улавливает всё. И даже если ребёнок не поймёт глубинные вещи, механизм «думания» запустится.

И если в большинстве случаев для самых маленьких детей в драматических театрах ставится шоу – шоу «для глаз», яркое, смешное, дурашливое и, как правило, пустое, то «Холодное сердце», я уверена, это первая серьёзная театральная постановка в жизни маленького ребёнка. То есть драматическое здесь превышает «детское» – то, что отвечает запросу родителей, которые хотят детей развлечь в воскресенье и немного приобщить к искусству. «Холодное сердце» далеко не развлечение, хотя и спецэффекты здесь есть, и песен достаточно, и декорации, и костюмы впечатляют маленького зрителя. Главное – этот спектакль для того, чтобы ребёнок пошёл не только на звук и на свет, но и на смысл и попробовал понять его.

Тэги: Мария Ватутина
Обсудить в группе Telegram

Мария Ватутина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Письмо украинскому другу

    06.07.2022
  • Размышления у парадного подъезда

    22.12.2021
  • Валентин Клементьев: «Наши аргументы – спектакли и премьеры»

    01.06.2021
  • Не бывает ненастоящих поэтов

    09.12.2020
  • Хранители городской души

    07.10.2020
  • Хранители городской души

    87 голосов
  • Жизнь осенять на заре...

    43 голосов
  • Размышления у парадного подъезда

    27 голосов
  • Валентин Клементьев: «Наши аргументы – спектакли и премьеры»

    25 голосов
  • Не видела сама, но говорили…

    23 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS