– Мы протестуем против страха, – сказал на открытии нижегородский губернатор Глеб Никитин. – То, что мы сейчас делаем, – это преодоление. Огромное счастье – наслаждаться искусством, по которому мы все так соскучились.
«Стрелка» – фестиваль молодой, проходит всего лишь второй раз. Должен был состояться в июне, но по понятным причинам был перенесён на осень, и можно считать чудом, что его вообще удалось провести: пока ни театры, ни концертные залы в Нижнем не открылись. Фестиваль назван по красивейшей достопримечательности города – месту слияния Волги и Оки, которое называют Стрелкой, именно там в 2019 году он и рождался. Концерты проходили прямо на пакгаузах, точнее – их остове, без стен, дверей и крыш (правда, организаторы накрывали конструкции тентом). Экзотика полная, и, хоть дело происходило летом, зрителей пробирали до косточек холодные речные ветра и задуваемый ими так называемый горизонтальный дождь. Первая, «Стрелка-2019» совпала с вручением премии «Инновация», теперь же фестиваль стал культурной программой крупнейшей в России конференции по цифровой экономике (ЦИПР). Действие перенеслось под крышу Драматического театра имени Горького, который в 1896 году открывал Фёдор Шаляпин.
– Но почему не в опере, не в филармонии? – спросила я художественного руководителя фестиваля Алексея Трифонова.
– Мы принципиально проводим музыкальный фестиваль в нетрадиционных для музыки местах: на Стрелке, в драмтеатре. Смысл в том, чтобы завоевать другую, новую публику – не обязательно молодую, но тех людей, которые, возможно, на концерты в филармонию никогда не ходили. Отсюда и программа, которая построена на контрастах.
Афиша блиц-фестиваля включала два вечера, очень разных по концепции. На открытии – оперный гала-концерт с беспроигрышной, хитовой программой и яркими солистами: Надеждой Павловой – примой Пермского оперного театра, Дмитрием Ульяновым, Дарьей Телятниковой. Западная и русская классика, примерно 50 на 50. Моцарт, Россини, Верди, Чайковский, Глинка, Мусоргский. Парад любимых героев: дон Базилио («ария клеветы»), Людмила («Руслан и Людмила»), Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта) etc. Два раза на сцену вышла молодая скрипачка Мария Андреева, сыгравшая фантазию Сарасате «Кармен» и «Мелодию» Чайковского. Девушка уникальна тем, что два раза становилась лауреатом Международного юношеского конкурса имени Чайковского в двух номинациях – как скрипачка и как пианистка. На следующий день она солировала в фортепианном концерте Галины Уствольской. Вообще, второй и заключительный вечер был совершенно другим, рассчитанным явно на альтернативную публику, пришедшую не за праздником под брызги шампанского, а за серьёзным погружением в мир Шостаковича и его духовных учеников – Уствольской и Вайнберга. И если в первый вечер у симфонического оркестра Нижегородской филармонии под руководством Фёдора Леднёва была в основном аккомпанирующая роль, то теперь оркестр оказался на авансцене. Начали с самого раннего произведения ДДШ для оркестра – «Скерцо», в котором ещё не угадывается его стиль. А завершили Камерной симфонией Мечислава Вайнерга №4.