Перейти к содержанию
  Вторник 03 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    28 сентября 2022 г.  № 39 (6853) (28.09.2022)
Невский проспект

Что творится в Петропавловке?

«Руками ешьте даже суп… но музыку нельзя руками!»
Соловьёва Татьяна Соловьёва Татьяна — 28 сентября 2022
Потерна в Государевом бастионе Петропавловской крепости

Петропавловская крепость – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, а также центр Государственного музея истории города. Этот музейный комплекс объединяет несколько филиалов, в том числе особняк Румянцева, музей-квартиру А.А. Блока, монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, Шлиссельбургскую крепость Орешек и ряд других. Между тем в СМИ уже не раз мелькала информация: в Петропавловке серьёзные проблемы. О непростой ситуации, сложившейся в уникальном музее, «Литературной газете» рассказала известный петербургский писатель, бывший старший научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга, жительница блокадного Ленинграда Татьяна Соловьёва.

 

– Ко мне обратились две пары из Архангельска, интересующиеся Музеем науки и техники. Они приехали со своими детьми, которые знали об этой выставке от своих сверстников, побывавших на ней и с восторгом рассказывавших о том, что там увидели. Я посоветовала им пройтись ещё и по подземному коридору, так называемой Потерне, так как это место особенно нравится юным посетителям.

Гости из Архангельска отправились в Петропавловскую крепость. А на следующий день позвонили и спросили: что происходит в Петропавловке? Мало того что нет никакого упоминания о выставке, но и Потерна закрыта. Они нигде не встретили книжных ларьков и магазинов, где бы можно было приобрести литературу по интересующей их теме. Увидели только старые крепостные стены, булыжные мостовые, тюрьму с орудиями пыток, рекламу о различных коммерческих выставках да собор, где похоронены императоры.

 

Цены бешеные!

Я была очень удивлена, и, поскольку давно не посещала Петропавловку, отправилась туда. Первое, что меня встретило, – вывеска с надписью о том, что мороженое (которое можно купить менее чем за 100 рублей) здесь продаётся за 500 руб. И что за него можно платить картой. В магазинах, предназначенных для торговли книгами, по завышенным ценам продаются сладости далеко не лучшего вкуса, повсюду открыты ларьки с прохладительными напитками, сувенирами и прочими товарами. Опять-таки по бешеным ценам! Причём точно такие же товары можно легко и намного дешевле купить повсюду в городе… А где же характерные только для Петропавловской крепости товары? Миниатюрные оловянные солдатики в военной амуниции времён Петра Великого? Игрушечные пушки и ядра того времени, дамы и кавалеры, танцующие на петровских ассамблеях? Да и многое другое?..

Воссозданный к 300-летию Петербурга для массового посещения подземный ход – Потерна в Государевом бастионе, – так привлекавший молодёжь, действительно оказался закрыт. Как мне рассказали сотрудники, сейчас его открывают только ночью. Что мешает показывать Потерну днём – непонятно. Пока я выясняла причины, многие гости подходили с желанием осмотреть этот подземный переход, но уходили ни с чем. Почему закрыли Потерну, ведь музей теряет на этом большие деньги?.. Может быть, из-за того, что средства от демонстрации подземного хода не шли в коммерческие структуры, а вкладывались в музей?

Далее я отправилась в Печатню, которую помню как очень интересный двухуровневый проект. Там стояли станки, около которых специалисты не только рассказывали публике историю печатного дела, но и наглядно показывали, как изготавливается печатная продукция, проводили мастер-классы для всех желающих, что имело большой успех у экскурсантов. Когда я туда зашла, никакой печатни уже не было. В чёрных казематах (а раньше печатня была в светлых тонах) размещалась выставка Леонардо да Винчи (до этого выставка Тутанхамона). Смотрители сообщили, что выставки эти не музейные, что помещение сдано в аренду.

 

Не осталось даже вывески

На Нарышкином бастионе, где ранее располагался Музей науки и техники (тот самый, что приехали посетить мои знакомые из Архангельска), я толкнулась в закрытые двери. От музея не осталось даже вывески. Затем решила осмотреть основную экспозицию музея по истории Петербурга, расположенную в Комендантском доме. Путь туда лежал мимо каретника – жёлтого одноэтажного здания. Оказывается, и это здание отдано под коммерческие структуры. А так бы хотелось посмотреть на кареты, в которых разъезжали подданные Петра I! Некогда прекрасная выставка по истории Петербурга, созданная ещё при легендарном директоре Л.Н. Беловой талантливыми и знающими сотрудниками Петропавловки, претерпела изменения. Посмотреть можно только её половину. Другая половина давно закрыта. Куда-то исчезла и выставка, посвящённая археологии ХIII века и декабристам…

Зато повсюду на территории меня сопровождала реклама не относящихся к музею коммерческих выставок. Отсутствовали и находившиеся ранее на здешней территории ларьки с печатной продукцией музея.

Поражённая увиденным, решила поговорить со старыми сотрудниками о том, как дошёл музей до такого состояния, превратившись из уникального места в очередную торговую точку! Я услышала от своих собеседников – не называю по понятным причинам их фамилий (к слову, за последний год уволены или ушли не удовлетворённые положением дел немало ценных музейных работников), – что один за другим сменяются далёкие от музейного дела директора – в прошлом чиновники, которые руководствуются только алчными интересами.

 

Персональный туалет для директора

Нынешний директор – В.В. Кириллов – высокопоставленный чиновник из Смольного, привыкший к совсем другому роду деятельности, начал с того, что из бывшего кабинета заместителя директора на втором этаже устроил… персональный туалет. И это без согласования с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, в доме, являющемся федеральным памятником! Не вникая в подробности того, что в структуру Музея истории города помимо Петропавловской крепости, где находятся основные фонды, входит ещё 6 филиалов (все они – своеобразные площадки, где показываются фонды), он назначил себя генеральным директором, а начальников отделов (филиалов) сделал директорами и поставил над ними человека из своей команды. Заменил коллектив прежних работников на своих людей, несведущих в музейном деле. Кстати, ни один из вновь пришедших не является ни историком, ни искусствоведом, ни музейщиком. Например, замдиректора по науке, призванный определять насыщение и глубину показа экспонатов, в прошлом – учитель английского языка! То есть новый руководитель перенёс в музей понятную ему структуру закрытых казённых учреждений! Теперь, чтобы просто попасть к директору на приём простому сотруднику, нужно преодолеть массу ненужных музею людей! Вспоминаю в связи с этим, что в традициях музея у прежних директоров дверь в кабинет всегда была открыта!

Неужели непонятно тем, кто назначает матёрых чиновников на должности, связанные с искусством и культурой, что, как писал А. Вознесенский: «Руками ешьте даже суп… но музыку нельзя руками!» А ведь музей – живой организм, сходный с пониманием музыки! В нём трудятся бескорыстные энтузиасты, в нём своя атмосфера, свои правила и традиции, которые складывались на протяжении многих лет, которые тщательно охраняют и берегут любящие своё дело энтузиасты-сотрудники. Жизнь музея нужно понимать, к ней необходимо относиться бережно, прислушиваться к идеям компетентных людей и претворять их в жизнь, а не ломать всё под себя! Например, новые интересные выставки готовятся годами! Перед их открытием проходит огромная подготовительная работа: поднимаются архивные материалы, тщательно просматриваются фонды музеев, составляются концепции! Такими делами должны заниматься профессионалы, обладающие многолетними знаниями, а не пришедшие чиновники… Но именно знающих своё дело сотрудников и сокращает директор, набирая своих людей.

Местные СМИ уже не раз писали о явно неблагополучном положении дел в этом знаковом для России музее, его сотрудники и жители города обращались в администрацию Петербурга, со своей должности был снят заместитель директора. Однако к лучшему пока ничего не изменилось.


В тему
соловьева.jpg

Татьяна Соловьёва, автор многочисленных книг, посвящённых архитектуре и истории города, награждена Почётной грамотой Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
Выступая на церемонии награждения, которая прошла в здании ЗакСа в рамках Всероссийского дня чтения, депутат петербургского парламента Наталья Астахова отметила большой вклад писателя в изучение истории Петербурга. Татьяна Соловьёва, в свою очередь, обратилась к депутатам с просьбой вернуть исторической набережной Петербурга (которая носит сегодня имя Лейтенанта Шмидта) её прежнее название – Николаевская: 
– Историки уже давно доказали, что Николай Шмидт не был героем, каким его сделали в советские времена. Человек с больной психикой, укравший во время службы на корабле судовую кассу и попавший за это под суд, незаконно провозгласив себя «командующим флотом», поднял мятеж на военном корабле, в то время когда Россия вела трудную войну с Японией, повёл себя как предатель.
Просьбу Соловьёвой поддержал глава Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России Борис Орлов. Он подчеркнул, что имя Шмидта недостойно присутствовать в топонимике города, что историческую правду надо отстаивать и не допускать её искажения.

Татьяна Соловьва Неудобная проблема
237

Татьяна Соловьёва

Писатель, историк, искусствовед. Автор 38 книг ...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Салют под Шостаковича

17.08.2022

Неудобная проблема

27.07.2022

Игра для вовлечённых

22.06.2022

Питерская песня Окуджавы

03.08.2021

Прогулка вдоль Невы

12.01.2021

Рука, качающая колыбель

62 голосов

Неудобная проблема

15 голосов

Питерская песня Окуджавы

14 голосов

Игра для вовлечённых

8 голосов

Салют под Шостаковича

2 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Эпоха Кино Новости Сериал Утрата Писатели Век Памятник
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты