Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 сентября 2022 г.
  4. № 39 (6853) (28.09.2022)
Искусство Культура

Державы груз

«1881» – громкая премьера Валерия Фокина

28 сентября 2022
Александр Второй – Иван Волков,  Александр Третий – Иван Трус

Худрук Александринки, задумываясь о задачах национального театра, говорит, что миссия старейшей сцены России состоит в том, чтобы раскрывать главные конфликты народной жизни и выявлять, как они связаны с внутренним миром человека, как влияют на самый процесс человекостроительства и укрепления души.

Именно эту задачу решает народный артист России Валерий Фокин, обращаясь в своём новом спектакле «1881» к одной из острейших исторических коллизий императорской России – роковому убийству «царя-освободителя» Александра Второго и воцарению его сына Александра Третьего, взявшего на свои плечи тяжёлую ношу укрепления и отстаивания державы как великой общественной силы.

Когда-то Фокин в своём спектакле «Последняя ночь последнего царя» представил кровавую историю убийства Николая Второго как трагифарс, разворачивающийся на арене цирка «Шапито». Теперь перед нами императорский Театр-цирк, тот самый, который был популярен в середине девятнадцатого века. Зал императорской Александринки замкнут в эллипс. На сцене мы видим продолжение зрительного зала с его раззолочёнными ярусами, с зеркально отразившейся в центре Большой императорской ложей (сценограф – Алексей Трегубов). Вместо партера – арена, покрытая красным ковром, а места за креслами симметрично с двух сторон обрамляют её своим амфитеатром. Действие разворачивается в императорской ложе и на арене, причём режиссёр, виртуозно владеющий искусством мизансценирования, строит свои композиции так, что с любого места возникает свой неповторимый ракурс происходящего. Цирковую буффонаду представляет бесёнок-клоун (Дарья Клименко), вечно вмешивающийся в ход действия, кувыркающийся, провоцирующий героев и зрителей, причудливо преображающийся то в вожатого маленькой лошадки, везущей игрушечную императорскую карету, то в певичку немецкого политического кабаре.

В центре спектакля – напряжённейший политический спор о путях России, о судьбах её общественного развития. На арену выходят два оппонента – сторонник либеральных идей граф Михаил Тариэлович Лорис-Меликов со своей программой демократических реформ, и защитник монархических державных устоев обер-прокурор Святейшего синода Константин Петрович Победоносцев. Обе фигуры в спектакле лишены тенденциозных характеристик. У каждого – своя правда. Лорис-Меликов в исполнении Петра Семака предстаёт горячим, убеждённым защитником «срединной позиции», далёкой от бескрайнего либерализма. С другой стороны, Победоносцев в исполнении Андрея Калинина лишён черт мрачного мракобесия, необычайно гибок, подвижен, исполнен шутовской иронии и изворотливости. В этом смысле спор за смысл и суть первого царского манифеста нового царя – Александра Третьего – оказывается напряжённым и неоднозначным, а выбор, перед которым оказывается новый монарх, становится поистине драматичным.

VV1_9607.jpg

Ещё один знаковый персонаж


Огромная заслуга худрука Национального драматического театра России в том, что в центре спектакля оказываются не декоративные, а глубоко драматичные фигуры двух царей – отца и сына. Иван Волков с удивительной глубиной и трагизмом передаёт страх и смертный ужас «царя-освободителя», не находящего в мире спасения от мести своего народа. Сцена ночного кошмара накануне рокового покушения становится одной из самых пронзительных в спектакле. А растерянные и отчаянные слова: «Что же вы, братцы, делаете?» – врезаются в зрительскую память как острый нож. Но под стать этой роли и роль будущего царя-богатыря Александра Третьего. Иван Трус делает своего героя не только фактурно похожим на историческую фигуру, но и раскрывает тот сложнейший путь, который новый царь проходит от растерянности и глубокого сомнения до обретения решительности и силы человека, в полной мере осознавшего свой долг перед Отечеством. В этом смысле обе эти роли составляют ядро спектакля, представляя в этом ярком цирковом шоу материк русского психологического театра.

На пространной арене исторического цирка загораются огни деревень, церквей, городских домов (маленькие макеты, сработанные из папье-маше), где столицы и бескрайние просторы России создают собирательный образ Отечества – Державы, груз которой и принимает в свои руки Правитель. А в финале в той самой императорской ложе, которая разместилась на сцене, рядом возникают фигуры отца и сына – двух императоров, символизирующих два полюса русской идеи. И в этом единстве видится самая суть России – единой в своих противоположностях. И звучит песня об апостоле Андрее – хит знаменитого Вячеслава Бутусова, который написал музыку (и стилизованно-классическую, и современно-острую) к этому удивительному спектаклю. На арену выходят актёры, представляющие персонажей исторического шоу, и в этом цирковом параде-алле, в этом хождении по кругу с песней о вечном поиске духовной истины видится главный витальный смысл России.

Марина Дробышева,

кандидат искусствоведения,

Санкт-Петербург

Тэги: Валерий Фокин
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Ты не покинь меня, моя живая память»

    09.05.2025
  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Одна на всех. У каждого – своя

    07.05.2025
  • Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета

    05.05.2025
  • Татьяна Аксюта: «Ромео и Джульетта всегда будут на первом месте»

    02.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS