Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Наследники по прямой

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Великое культурное противостояние. Книга об Анне Гавриловне Бовшек / Составитель А. Леонтьев, при участии Н. Кашиной. Предисловие М. Давыдовой. – М.: Новое литературное обозрение, 2009. – 144 с.: ил.

Когда несколько лет назад в моём редакционном кабинете, ещё в старом здании «ЛГ» на Костянском, составлялся список будущих участников этой книги, в то, что она когда-нибудь увидит свет, из троих собравшихся верил только Авангард Леонтьев. Журналистка Наталья Кашина записывала телефоны тех, кому должна была непременно дозвониться. Я, естественно, обещал – чем смогу – помочь. Признаюсь, сомневался: собрать книгу воспоминаний о руководителе студии Дома пионеров можно, а вот найти издателя…

Но вот держу в руках эту современно изданную книгу и понимаю, что недооценил тогда целеустремлённость давнего друга Леонтьева. Хотя знаю о нём много хорошего, о чём он не любит рассказывать. Как помогал своим студентам из Школы-студии МХАТ – от Миронова с Машковым до Заворотнюк и Дениса Суханова, подкармливал, по музеям и концертам водил, к хорошим книгам приучал, а главное – дал профессию. Как вместе с Олегом Табаковым привёл в порядок не один десяток могил корифеев Художественного театра, в котором играет последние годы. Как каждое лето непременно ездит на место гибели в Великую Отечественную своего старшего брата, от которого ему перешло имя. И как хранит не только письма – память о своей учительнице в профессии Анне Гавриловне Бовшек, которая более 25 лет руководила студией художественного слова в Московском городском Доме пионеров и школьников в переулке Стопани.

С одной фразой в этой книге не согласен категорически. Написавшая энергичное предисловие к ней театральный критик «Известий» Марина Давыдова восклицает: «Вы только вслушайтесь в это дикое словосочетание: Дом пионеров!» Мне, да, уверен, и не только мне, это словосочетание кажется, наоборот, вполне достойным. И не только потому, что я когда-то тоже спешил после уроков в кружки и атмосферу своего Дома пионеров помню до сих пор. А потому, что убеждён: не было бы этих самых Дворцов и Домов, судьбы и кругозор многих ныне состоявшихся в самых разных профессиях людей сложились бы иначе.

В случае А.Г. Бовшек – список более чем звёздный. У неё учились будущие писатель и искусствовед Нина Молева, народные артисты Георгий Ансимов, Геннадий Печников, Сергей Никоненко, Анна Мещерякова, Авангард Леонтьев и даже так и не сказавшая ни слова об Анне Гавриловне для книги Людмила Касаткина. Как она угадала всех их, как многому научила!

Основатель и первый директор Государственного музея А.С. Пушкина в Москве Александр Крейн считал, что «Анна Гавриловна не задаётся специальной задачей готовить учеников на сцену. Главное в её методе – развитие умственной и духовной культуры ребят, литературного вкуса, речи. Она не терпит премьерства, подражательства, требует максимальной скромности, сдержанности…»

Леонтьев рассказывает, что в РГАЛИ открыл журнал репетиционной занятости артистов Первой студии Художественного театра. 1915–1916 годы. «Вижу список: Бирман, следующая – Бовшек, дальше – Гиацинтова. В это время Первой студией МХТ руководили Станиславский, Сулержицкий и Вахтангов. Анна Гавриловна восприняла их великую школу буквально из первых рук. Стать её учениками для нас – везение и счастье».

О многом узнаёшь из этой небольшой книги. Как тщетно пыталась скромный руководитель студии художественного слова после смерти своего мужа Сигизмунда Кржижановского, архив которого она сберегла в идеальном состоянии, напечатать его произведения. И как отказали ей в «Новом мире» Твардовский и Косолапов. А Юрий Даниэль вынес вердикт: «Интереса для нашего читателя не представляет»… В XXI веке питерское издательство «Симпозиум» стараниями В. Перельмутера выпустило пятитомник замечательного писателя, не прочитанного и даже не указанного в титрах в качестве соавтора сценария знаменитого фильма «Праздник Святого Йоргена».

Книга «Великое культурное противостояние» вышла при содействии «Акции по поддержке театральных инициатив» Совета по культуре и искусству при Президенте России. Народный артист Евгений Миронов уверен, что Анна Гавриловна Бовшек «была подвижницей. Но и серьёзным профессионалом тоже. И, что немаловажно, очень мужественным человеком. Такие люди, как она, не должны быть забыты».

И ещё. В книге напечатаны отрывки из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в инсценировке А.Г. Бовшек. Почему-то уверен, в школьных драмкружках – а они в отличие от Домов пионеров сохранились – это могут поставить, тем более что подробные советы Анны Гавриловны есть.

На той встрече в нашей редакции мы не загадывали, в каком году книга может выйти. Но стараниями многих получилось: «Великое культурное противостояние» увидело свет к 120-летию этой удивительной женщины, у которой немало наследников по прямой линии таланта и подвижничества. Бовшек училась у Станиславского, Леонтьев у Бовшек, Миронов у Леонтьева, у Миронова – молодые актёры, игре которых в «Рассказах Шукшина» рукоплещет Европа…

Леонид КОЛПАКОВ

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Наследники по прямой

Великое культурное противостояние. Книга об Анне Гавриловне Бовшек.

2009-06-24 / Леонид КОЛПАКОВ
открыть
КОД ССЫЛКИ:

Обсудить в группе Telegram

Леонид Колпаков

Является ветераном газеты – работает в издании ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS