Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 января 2020 г.
  4. № 4 (6722) (28.01.2020)
Искусство Культура

Год Бетховена

29 января 2020

Фортепианный сезон складывается как обычно: то пусто, то густо. Мир отмечает в этом году 250-летие Людвига ван Бетховена. Но если бы даже этой замечательной даты и не было, композитор всё равно оставался бы самым востребованным и незабываемым. В конце осени – начале зимы состоялось несколько весьма достойных австрийского гения концертов. Михаил Плетнёв впечатлил исполнением 32-й сонаты. Плетнёв, как очень немногие пианисты, умеет общаться с вечностью просто, понятно, без заигрываний и эффектов. У него всё подлинное, без ощущений ремесла – и драматизм первой части, и философичность второй, и поразительно тонкая, одухотворённая фразировка. Незабываемые моменты!

В зале Чайковского закончил исполнение всех концертов и сонат Бетховена талантливый австрийский пианист Рудольф Бухбиндер. Настоящий исследователь творчества Бетховена. Я как слушатель ему вполне доверяю. И ценю хоть и скуповатое на эмоции исполнение. Мне кажется, это от почтения к Бетховену, от строгости нравов и предпочтений как композитора, так и исполнителя. Бетховен-человек, как очень немногие композиторы, рассказал о себе в своих сочинениях всё. Написал лучшую собственную автобиографию. И Бухбиндер достойно её проиллюстрировал. Сомнение вызвал только темп в 23-й сонате. Ею заканчивался цикл. Пианист как будто бы опаздывал на самолёт, видимо, надоела Москва – явно проигнорировал советы композитора.

Зато эту же сонату в Малом зале консерватории блестяще играл английский пианист Ллир Уильямс. Музыканта пригласила в Москву антреприза Бакеева. И не очень о нём позаботилась: ни афиш, ни программ. Ллир удивителен. Вначале меня испугал – всё время смотрит не на клавиатуру, а в зал. Это очень раздражало. Но потом я понял: он боялся, что слушатели пропустят самые изысканные места сонаты, и подсказывал нам выражением лица – не зевайте, восхититесь Бетховеном!

В зале Чайковского Крейцерову сонату композитора играли пианист Борис Березовский и виолончелист Александр Князев. Князеву принадлежит переложение для родного ему инструмента. Но он почему-то отдал предпочтение роялю. По крайней мере, такое ощущение возникало. А Борис Березовский, к сожалению, это не очень высоко оценил.

31-ю сонату Бетховена включил в свою программу в зале Чайковского именитый польско-французский пианист Пётр Андершевский. Весьма требовательный к себе, совершенно не интересующийся суетой повседневности, этакий отшельник и одинокий странник, чьи работы всегда отличаются изысканной осмысленностью. Так было и в этот раз – настроения печали в бетховенском творении переданы неподражаемо и восхитительно. Так тщательно оберегаемый собственный мир позволяет ему свободно мыслить, искать новые возможности в звуке, мечтать, и всё это в интересах музыки и слушателя. Пушкинская строка «над вымыслом слезами обольюсь» – про него. Понимаешь это, слушая «Семь фортепианных пьес в форме фугетты» Шумана, соч. 126. По-моему, главная фортепианная удача нынешнего сезона. Нет слов. Имело место совершенство. Шуман, наверное, был бы растроган. Как и все, кто был на концерте.

В Большом зале консерватории «Гольдберг-вариации» Баха играл Дэвид Фрей. Пианист давно занят Бахом и представил весьма серьёзную работу. Впервые я его слушал лет пятнадцать назад, когда он был ещё студентом консерватории. Мы с Брижит Анжерер, замечательной французской пианисткой, раздумывали, кто бы мог поддержать идею конкурса в честь Лотар-Шевченко из молодых пианистов. Так Дэвид впервые и объявился в Новосибирске. И его Бах мне решительно не понравился. Он был интимным и только для самого пианиста. С годами появились превосходные записи Баха в его исполнении. И это был уже совсем другой музыкант. Он в поиске, что подтвердило и выступление в БЗК. А что может быть лучше для настоящего пианиста!

Тэги: Музыка Семь нот Данилин Юрий
Обсудить в группе Telegram

Юрий Данилин

Заместитель главного редактора “Литературной га... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Я русская»

    16.10.2024
  • Сочи. «Сириус». Аплодисменты

    20.06.2024
  • Портал в мечту

    17.04.2023
  • Мемориальный концерт

    29.03.2023
  • Лекарь душ человеческих

    29.03.2023
  • Под сенью олимпийских муз

    801 голосов
  • В ожидании музыки

    149 голосов
  • Андрей Макаревич: «Я ненавижу конспирологию…»

    95 голосов
  • Вопиющие гласы

    79 голосов
  • Гений

    60 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS