Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 января 2022 г.
  4. № 4 (6818) (26.01.2022)
Культура

…А сам не плошай

На экраны России выходит лента «Мария. Спасти Москву»

26 января 2022
Мария Луговая в роли Маши

80 лет назад немцев отбросили от столицы. Для создания фильмов на тему героической обороны Москвы есть множество реальных историй, документально зафиксированных подвигов, потрясающих событий и человеческих коллизий, которые могут лечь в основу интереснейших сценариев. Но режиссёр Вера Сторожева и сценаристка Елена Райская решили экранизировать легенду.

 

Что ж, такая идея имеет право на существование. Опыт был. Легенду, например, об угоне танка из фашистского концлагеря в советское время экранизировали с художественной точки зрения так успешно, что многие подумали, что в основе фильма «Жаворонок» (1964) лежит реальная история, а недавно ту же идею воплотили крайне успешно с точки зрения коммерческой – «Т-34» на реальность не претендовал.

Но вот – легенда, точнее, не легенда, а миф про визит Сталина к Матроне и про облёт с иконой Тихвинской Богоматери вокруг Москвы, что якобы и спасло её от захвата фашистами. Не знаю, как относится к этим мифам Церковь, а вот в деяния ясновидящей блаженной Матроны очень многие верили и верят, и я отношусь к этой вере уважительно, правда, не забывая запомненную в детстве поговорку «На Бога надейся, а сам не плошай!».

Фильм начал смотреть, надеясь, что не оплошали, – слишком много злопыхателей, желающих несчастий нашему военно-патриотическому кино. И начало порадовало многими точными деталями: тем, как добросовестно массовку одели в одежду военной поры, как загримировали московские улицы – родной Хохловский переулок, где долгое время находилась редакция «ЛГ», я еле узнал, так он преобразился. И выбор артистки на главную роль тоже показался удачным. Мария Луговая с первых кадров очень похожа на женщину военных лет – убеждённую и самоотверженную. И хоть основана лента на мифе, задана высокая планка бытовой военной правды. Тем обиднее последовавшие вскоре несоответствия.

Вражеские бомбардировщики в таком количестве до Москвы не добирались, наши истребители и зенитчики уничтожали их на подходах, а тут в небе столицы зависла целая армада бомбовозов. Но лампочка на крыльце общежития горит, а как же светомаскировка? И воры-мародёры, залезшие в дом Марии, крайне сомнительны. Да, бывало, во время бомбардировок грабили богатые дома, но не общежития, тем более НКВД. Далее мы видим Кремль, и он совсем не замаскирован, но в начале войны его так прятали от вражеской авиации, так задрапировали и разукрасили под обычные жилые кварталы, что его было не узнать. Достоверна героиня Маша, достоверен Сергей Пускепалис в роли мудрого комиссара (подобных персонажей актёр сыграл множество), тактично через занавеску показана Матрона (Ольга Лапшина), очень достоверна очередь к ней. Но появление Сталина (Валерий Горин) в её комнате правдивую картинку нарушило, тем более что в то время, когда Главнокомандующий принимал решение эвакуироваться в Куйбышев или остаться в Кремле, блаженной Матроны в Москве не было. Получилась политическая «запендя»: якобы Сталин так перепугался, что пошёл к Матроне советоваться, как ему быть. И ясновидящая его успокоила: «Красный петух победит чёрного». Когда всё это изложено языком реалистического кино, то воспринимается как пропагандистская фальшивка. Причём спорящая с недавним фильмом про Зою Космодемьянскую: там Сталин остался в Москве благодаря Зое, а не Матроне.

30-Сталин в кружок.jpg

Иосиф Сталин (Валерий Горин)


Сценаристы (в данном случае Елена Райская), побойтесь Бога! А зачем сцена с генералом Власиком, который пытался арестовать мальчика, жившего при Матроне, за то, что он нарисовал Сталина? Бред. Далее фильм из мистического превращается вдруг в военно-приключенческий и тоже совсем недостоверный, хотя все артисты вызывают и симпатию, и доверие. Артур Смольянинов убедителен в роли священнослужителя точно так же, как в роли офицера НКВД, который по заданию руководства рукоположен в сан священника. Сергей Колесников убедителен и как верный прихожанин, приютивший священника с Машей, и как честный крестьянин-патриот, вдруг из-за фашистской листовки, которую за ночь успели напечатать фашисты, поверивший в то, что батюшка (герой Смольянинова) не священник, а убийца священника, чем запутал меня, как зрителя, окончательно. Так же и коллега Марии из НКВД, которому она искренно симпатизировала, – он в начале фильма просил её позаботиться о его семье, что Маша и сделала. Но вдруг, столкнувшись с Марией на передовой, он её не узнал. И не только не узнал, но и приказал расстрелять вместе со священником-чекистом. Тут я окончательно перестал всерьёз думать о фильме и перспективах его прокатного успеха.

Он рассчитан на аудиторию 12+. Чем лента может привлечь взрослых, не понимаю. Подросткам она будет неинтересна, потому что в сценарии не заложено ни любви, что интересно девочкам, ни увлекательных приключений, которых ждут мальчики. Молодёжь насмотрелась качественных западных боевиков – чтобы аудиторию привлечь на свою сторону, нужно удивлять качеством и выдумкой, а не несуразицей.

 

Тэги: Премьера Александр Кондрашов
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Пророк в своём Отечестве

    102 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS