Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 января 2022 г.
  4. № 4 (6818) (26.01.2022)
Литература

Философ с эпическим взглядом

Судьбы героев Подольского удивительным образом вписаны в историю страны

26 января 2022
Леонид Подольский на книжной выставке

Исполнилось 75 лет Леониду Подольскому, автору романов «Эксперимент», «Идентичность», «Распад», «Инвестком», многих повестей, рассказов и пьес.

 

Путь Подольского в большую литературу не совсем типичен. Он окончил мединститут, работал научным сотрудником, защитил кандидатскую диссертацию, в восьмидесятые годы вчерне написал роман «Распад», изданный почти тридцать лет спустя, несколько повестей и рассказов, которые публиковались в «ЛГ», «Огоньке», журнале «Москва», и на целых 18 лет исчез из литературы. «За эти годы я побывал кооператором, участвовал в демократическом движении, создал финансовую компанию, работал риелтором, создал несколько фирм. Я получил бесценный жизненный опыт. Так совпало, что моя судьба и судьба России находились в резонансе. Я много видел, и мне есть о чём писать», – говорит о себе Подольский. И это действительно так: в произведениях Подольского судьбы его героев удивительным образом вписаны в историю страны. Подольский – писатель больших и важных тем, писатель с эпическим взглядом, философ, который не только описывает события, но и даёт им оценку, глубоко ощущает и любит историю. «Среди прозаиков постсоветской волны Леонид Подольский выделяется масштабностью кругозора и смелостью в постановке вопросов, на которые нет быстрых ответов. Что произошло и что происходит с Россией? Почему это с нами происходит? Со всеми нами и с отдельным человеком?

…Это дело почти невозможное: трагический эпос и боль о России сочетаются у Подольского с лёгкостью, почти прозрачностью языка, а ироничный, скорее даже саркастический взгляд – с надеждой…

…Кто-то освоит бездну фактов, в обвале которых мы живём. Кто-то перейдёт эту бездну. Кто-то напишет эпос, где будут осмыслены холодная война и горячий мир рубежа двадцатого и двадцать первого веков. И увидит смысл в нашей судьбе. Не исключено, что это делает Леонид Подольский», – писал Лев Аннинский в 2014 году, ещё до того, как были опубликованы романы «Идентичность», «Распад», «Инвестком».

Подольский действительно пишет эпопею. Роман «Распад» – это не о распаде Союза, его действие заканчивается в 1983 году. Но это и не несколько взаимосвязанных личных историй; это роман о распаде скреп, веры – в коммунизм, социализм, марксистско-ленинскую теорию, о чём Подольский пишет намёком, поскольку роман был начат в первой половине восьмидесятых, наконец, речь в книге о распаде веры в то, что страна идёт по правильному пути. Это живописный и глубокий роман, охватывающий чуть ли не всю советскую историю, но, видимо, именно распад скреп и есть главная идея произведения. В то же время это роман о науке, о научном поиске, о правде и лжи. Наконец, в произведении поднимается национальный вопрос. Здесь он не играет главенствующую роль, данной теме посвящены другие произведения писателя: в первую очередь его роман «Идентичность», о котором Лев Аннинский отозвался так: «Леонид Подольский написал роман эпический, исторический, лирический, романтический, психологический, с видимыми элементами магического реализма, но ещё и… научный… Перед нами – живописное полотно, сотканное, как ковёр, из множества судеб и ярких эпизодов. «Идентичность» – это роман-правда, роман-исповедь, где некогда запретные слова неожиданно обретают магический смысл». Несколько лет спустя Подольский вернулся к этой теме в повести «Эльмира», в которой рассказывается о юношеской любви, но и о депортациях малых народов и о борьбе крымских татар за возвращение в Крым, рассматривается вопрос о том, чем был Советский Союз. И автор, и его герои отвечают однозначно: империей, а все империи, как известно, раньше или позже распадаются.

Подольский неоднократно замечает в своих выступлениях и эссе, что тема распада Советского Союза и построения новой России главная в его творчестве. «Для писателей старшего поколения ведущей темой была война, но для меня, для людей моего поколения главным историческим событием стал распад СССР». К этой теме пунктирно писатель обращается в романе «Распад», в повести «Судьба» и в других, но, пожалуй, здесь самое время упомянуть анонсированную писателем серию романов, хронологически совпадающих с его биографией: «Кооператор», «Политик», «Финансист», «Риелтор», «Инвестком». Эти романы о времени перестройки, о девяностых и начале двухтысячных. Из всей серии пока опубликован только последний – «Инвестком». Это мощный роман о середине девяностых и о начале двухтысячных, о риелторах, но не только. Как справедливо отметил в своей рецензии Максим Замшев, «Инвестком» – это Россия в миниатюре». «Инвестком» – это эпический роман о российском капитализме и всевластии денег, о выживании и приспособлении к рынку, о дегуманизации и глубоком кризисе общества, это история нравственных потерь героев.

В одном из своих интервью Подольский говорит, что готовится к печати самый важный для него роман из вышеупомянутой серии «Финансист» – о России на переломе. Действие книги происходит в 1992–1994 годах, когда надолго определилась судьба новой России. Между тем так вышло, что самые драматические события в жизни писателя совпали по времени с важнейшими, переломными событиями в судьбе страны. Так что будем ждать публикации этого романа. А пока пожелаем писателю крепкого здоровья и дальнейших творческих успехов.

Ирина Антонова


 

«ЛГ» присоединяется к поздравлениям!

 

Тэги: Леонид Подольский
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS