Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 января 2022 г.
  4. № 4 (6818) (26.01.2022)
Культура

Отчуждение

«Солнечная линия» Бориса Хлебникова – в Сети

26 января 2022
Андрей Бурковский и Юлия Пересильд

Фильм, премьера которого состоялась на платформе KION в начале января, заинтересовал сочетанием имён драматурга Ивана Вырыпаева и кинорежиссёра Бориса Хлебникова.

 

На мой взгляд, экранизировать «Солнечную линию» – очень смелое предприятие: пьеса Вырыпаева кажется слишком театральной, и любопытно было посмотреть, какой получилась экранизация. Меня, как и многих, цепляют ленты Бориса Хлебникова «Аритмия», «Короткое замыкание», сериал «Обычная женщина». С другой стороны, всегда с большим интересом перечитываю пьесы Ивана Вырыпаева и наблюдаю за их воплощением на сцене. Ожидания и надежды в связи со встречей двух таких разных и интересных художников были очень большими, оправдались ли они?

В фильме снимались Юлия Пересильд и Андрей Бурковский, они же играют в спектакле Виктора Рыжакова на основе той же пьесы. С самого начала задаются отличающиеся от пьесы предлагаемые обстоятельства: супружеская пара, отпраздновав Новый год, в 5 часов утра вдруг решает выяснить отношения, в пьесе же герои ругаются с 10 часов вечера и мы становимся наблюдателями продолжения их конфликта уже в 5 часов утра, что задаёт определённый градус эмоционального накала. Возникает ощущение, что текст несколько сопротивляется обстоятельствам, актёры кажутся неорганичными (особенно Бурковский), произносимый ими текст выглядит чужеродно, абсурдно – исполнителям не удалось его, как говорят в театре, присвоить.

В пьесе Ивана Вырыпаева и правда есть некая абсурдность: драматург издевается над своими героями, которых, кстати, зовут Барбара и Вернер (представлена типичная, подчёркнуто европейская семья), а в фильме их зовут «милый» и «милая» (и в голову не приходит, что они иностранцы). Вырыпаев, в целях семейной терапии, высмеивает супружеские пары, которые сами создают себе проблемы и никак не могут их решить. И Хлебников различными режиссёрскими ходами создаёт и подчёркивает идиотичность ситуации – например, на фоне ругани героев мы видим стекающую по стеклу селёдку под шубой, а также используется приём отчуждения. Но именно в игре актёров абсурдность кажется неуместной и выглядит как отсутствие органики, как плохая актёрская работа. Есть очень сильные моменты, которые задевают, когда актёры прекрасно присваивают текст и наполняют его логичным психофизическим действием, но их мало, чаще текст драматурга исполнителям будто мешает.

Приём отчуждения выглядит странно. Нам показывают некую изнанку съёмочной площадки: то мы видим, как один из актёров готовится к сцене, пока другой продолжает существовать в образе, то один из членов съёмочной группы пробирается на площадку, чтобы ухватить себе что-то съестное из исходящего реквизита. Сами способы внедрения приёма кажутся интересными. Но насколько он уместен? Сразу вспоминаешь сериал Хагая Леви «Сцены из супружеской жизни», снятый на основе фильма Ингмара Бергмана, где также использован этот приём. Сериал Леви и фильм Бориса Хлебникова невозможно сравнивать, но из-за повтора приёма невольно начинаешь выстраивать параллели и в очередной раз отмечаешь проигрыш нашего фильма.

Несмотря на очень небольшой хронометраж ленты (всего один час), уже через двадцать минут наблюдать за историей становится неинтересно, куда занимательнее, к большому сожалению, наблюдать за часами.

Элина Иремашвили

 

Тэги: Кинематограф Юлия Пересильд Борис Хлебников Андрей Бурковский
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Объявлены обладатели Нацпремии в области веб-индустрии

    21.02.2022
  • Руководитель на весах

    26.01.2022
  • Бесконечный

    10.11.2021
  • Космические съемки

    20.10.2021
  • Мимо

    20.10.2021
  • Сергей Шолохов: «Быть вольным во веки веков!»

    1447 голосов
  • Трагедия, фарс, мелодрама

    91 голосов
  • Кино, несовместимое с жизнью

    87 голосов
  • Аритмия Матильды

    66 голосов
  • Притянутые за уши

    64 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS