Реклама.
|
Литература / Общество / Приглашение к диалогу
Теги: Культурная мобилизация , Ольга Андреева , Андрей Полонский , Даниэль Орлов , интервью
Журналист и литературовед Ольга Андреева попросила двух российских писателей – Андрея Полонского и Даниэля Орлова –ответить на несколько вопросов о том, как отзывается отечественная культура на события 2022 года.
– Не упрощает ли культуру антитеза «либералы – патриоты»? Вообще насколько культура должна служить политическим интересам?
А.П.: Упрощает – это не то слово. Культура в принципе не об этом. Она – как говорил о. Павел Флоренский – дерево, выросшее из корня религиозного культа. В нашу смешанную эпоху она всё равно вырастает из того, что есть religio, то есть из базовых представлений людей о своём назначении, смысле и источнике существования. Унитаз как изобразительное произведение, тишина как музыка, сорокинская «Тридцатая любовь Марины» или приговские сочинения в десятках томов – это такие же свидетельства о современном человеке, как «Возвращение блудного сына» и вагнеровская опера – знаки другой эпохи.
Куда здесь втесаться либерализму или патриотизму, коммунизму или антикоммунизму, я – хоть убей – не понимаю.
Другое дело, что художник живёт не в изолированном мире, и политика, политические взгляды и позиции – его естественная часть. Разумеется, культура не должна служить политическим интересам и тем более обслуживать их. Она вообще никому ничего не должна, потому что просто есть данность, спутница, может быть, самая замечательная спутница человеческого пребывания на земле. Но политические интересы и позиции неминуемо отражаются в культуре, в художественных произведениях и самом духе эпохи.
Вопрос о войне – не вопрос о политических антитезах. Война – часть культуры, как и мир, и мiр.
Если в данном случае сузить понятие до художественного творчества, ответ будет проще. Художественное творчество ни в коем случае не должно обслуживать политические интересы. Но они есть у художника. И это сказывается. Башня из слоновой кости – плохое укрытие. ХХ век показал, как она рассыпается от большого исторического ветра.
Д. О.: Это как лысые против волосатых, когда должны быть женатые против холостых. В культуре такое противопоставление губительно. Хотим мы того или нет, но область художественного напрямую связана либо с Верхом, либо с Низом, но никак не с политическим эхом. Политика в категорийных понятиях равноценна культуре. Так что, Культуре с большой буквы всё равно, кто её питает. Это обидно осознавать, но достаточно обратить взгляд в прошлое и понимаешь, что нынешнюю аудиторию абсолютно не волнуют политические взгляды композиторов или художников XVIII века.
Для современников здесь и сейчас живой процесс столкновения мировоззрений непосредственно эмоционально питает Культуру. Художнику необходима любовь и ненависть, чтобы возникло электричество, которое гальванизирует результат его труда. Однако для общества такая антитеза возможна. Общество должно выбирать конкретную концепцию развития в разных сферах, в том числе и в культурной. А талант при наличии аудитории — это оружие массового поражения.
– Как вы считаете, на какую аудиторию должна быть рассчитана культура и литература в частности? На столичную образованную публику или на всех?
А.П.: Художник и художественное творчество никому ничего не должны. В большой культуре всегда есть как минимум два потока. Первый связан с поиском нового языка, единства содержания и формы, которое отвечает времени. Этот поиск не может быть внятен широкой аудитории. Он возникает в малых группах, и должно пройти время, чтоб он влился во второй, широкий поток «хрестоматийной», отстоявшейся культуры.
Разумеется, существуют современные образцы, которые эту «школьную культуру» имитируют. Они доступны широкой аудитории современников. Но они-то как раз и забываются в первую очередь.
Случаются чудеса, когда неожиданно, в силу великих исторических потрясений, «большое» современное искусство становится внятным достаточно широкой аудитории. Нечто подобное происходит на наших глазах с поэзией СВО, но только с её лучшими и редкими образцами. Здесь можно посмотреть на Аню Долгареву, Игоря Караулова, может быть Дмитрия Молдавского, но, опять же, в их лучших, вершинных текстах. Искушение аудиторией часто приводит к имитации уже отработанного «советского» стиля, и тогда получается вполне «работающий» текст, но к искусству он уже имеет условное отношение.
«На всех» никакая культура, разумеется, никогда не была рассчитана. И не может. «Все» – понятие абстрактное. Даже фольклор – и тот существовал в определенной среде в определенное время.
Д. О.: У нас все образованы достаточно, чтобы читать, слушать, смотреть и делать выводы. Сейчас нестоличный русский человек больше читает, больше хочет читать, нежели средний москвич. Я не знаю, как должно быть, но сам давно не беру в расчет рафинированную столичную публику. Свои книги пишу без оглядки на коллег и критиков. И для меня нет большей радости, нежели когда мне пишут читатели из Иркутска, Самары, Нижнего Новгорода, Воркуты, Омска. Что значит «рассчитана»? Таргетирование, то есть указание целевой аудитории — инструмент маркетинга. Мы слишком увлеклись этой весьма лукавой дисциплиной. Надо помнить, что маркетинг — лишь часть общей теории продаж, цель которой, в конечном итоге, извлечение прибыли. Общество устроено сложнее.
Безнравственно предлагать русскому человеку культуру, поделенную на классы: от эконома до бизнеса. Аудиторию надо воспитывать, подтягивать, цивилизовать, а не опускаться до её простейших запросов. Потому столь велико противоречие между тем, что может отрегулировать рынок и тем, что нужно обществу для выживания и развития.
–Насколько культурные институции (издательства, худсоветы, редакции) влияют на контент? Есть ли в России неофициальная цензура? Если есть, то какой она была минувшие 30 лет и какой стала сегодня?
А. П.: Влияют, конечно, – и издательства, и худсоветы, и редакции. Можно сказать грубее – они захватили власть в культуре, и государству, и тем более отдельному художнику очень трудно бороться с этой властью.
Но злой воли здесь нет. Убеждения, позиции и интересы существуют не только у художников, но и у культуртрегеров. Культуртрегеры – это люди обычно куда более партийные и тоталитарные по установкам, нежели так сами государство. Тем более у нас.
При обострении глубоких общественных конфликтов художественные институции легко становятся инструментом политической пропаганды и часто даже осознают себя в качестве таковых. Цензуры в том старом значении этого слова у нас, разумеется, нет. Есть разные виды самоцензуры. На них накладываются установки издателя, куратора и прочих персонажей, всегда готовых камуфлировать свою идеологическую и политическую нетерпимость разговорами о качестве сочинения или арт-объекта.
Косвенное давление и ложная «экспертность» – вот новые имена цензуры. Но исходит эта цензура в первую очередь не от государства, а от так называемых «людей с хорошими лицами», давно потерявшими даже само представление о терпимости к чуждой им позиции.
Государство в этом отношении значительно мягче «либерального общества» в современной России. Да что там говорить, если до недавнего времени оно поддерживало и финансировало почти откровенных своих врагов.
Вопрос о запрете ЛГБТ пропаганды я сознательно не обсуждаю. Он носит чисто «реактивный» характер, то есть стал более чем естественной реакцией на великий поход меньшинств, который уже почти подчинил себе так называемое цивилизованное общество.
Д. О.: Влияют. И должны влиять. А как иначе? Просто должны быть разные полюса, разные силы. Читатель же, как выясняется, не сильно разбирается в политических взглядах главных редакторов. Да и ладно. Например, из толстых журналов на самом деле, наиболее интересны те, где есть профессиональный ценз, но нет политического и даже эстетического. Там самая жизнь, самое столкновение. Жаль, таких мало. Условное сообщество «толстяков» поляризовалось. За редким исключением, ныне всё унылое западничество с вечным пережёвыванием тамошней повестки осело в столицах, а всё живое, хулиганское, славянское, степное, лесное, горское разбежалось по окраинам. Потому у русского человека и возникает ощущение, что в любой момент можно ждать выстрела в спину. Питеру это ещё пока прощают, Москве нет.
Писать до последнего времени можно было что угодно. Другое дело, что про коммунистов-педофилов с удовольствием опубликуют, а про парня, занятого на своей земле своим делом, нет. Типа коммерчески не выгодно. И если такая книга всё же каким-то чудом выйдет, уж точно она не попадёт в короткие списки премий, не получит прессу, ею не заинтересуются библиотеки.
А что сейчас происходит, я не знаю, не понимаю. Есть какие-то декларации, какие-то принимаемые законы разной доли абсурдности. Но реально управляют и «не рекомендуют» некие вовсе никому неизвестные люди, у которых имён-то нет. Не знаю, откуда они берутся. И вовсе неизвестно, чьи интересы они продвигают.
– Что значит патриотизм в культуре? Например, «Остров Сахалин» Чехова – это патриотическое произведение?
А. П.: Патриотизм в культуре – прежде всего знание и приятие национальной культурной традиции. Понимание, что мировая культура – это многоголосие, где у тебя может быть голос только вместе со своей страной, со всем её наследием, проблемами и достижениями, – а не пение в унисон, подгон под некие «общечеловеческие» правила, тенденции и стандарты.
Об «Острове Сахалин» ничего не скажу. Не мой текст. Чехов, – на взгляд много путешествовавшего человека – по России проехался, но России не увидел, оставшись в круге столично-интеллигентских и общеевропейских предрассудков и представлений. Достаточно прочесть, как он описывает тех же айнов, и всё станет ясно. «Остров Сахалин» – прежде всего одностороннее произведение, у автора, на мой взгляд, – дефект зрения.
Д. О.: Это глубокое честное авторское публицистическое высказывание, хотя и одновременно художественный очерк. Патриотический? Странный эпитет. Обязательно всё делить на патриотическое и непатриотическое? Современники уверяли, что Чехов был вдохновлен «Записками из мёртвого дома» Достоевского. Он был вдохновлён прежде всего этой глубокой симпатией Достоевского к русскому человеку, его состраданием русской беде и бедности, его умением показывать тление уголька Божьей благодати в каждой заблудшей душе. Это патриотизм? В моём понимании это он и есть. В понимании тогдашних и нынешних чиновников – это очернительство. Чиновник всегда одинаков, во все времена.
Патриотизм художника, писателя – не форма его политической ангажированности, а высшее проявление способности любить. И это всегда индивидуально, очень интимно, как и вера.
– В чем вообще выражается патриотизм в части культуры?
А. П.: Любить свою страну, её пространство, её людей и её историческое время. Казалось бы, это совершенно естественно. Но не всегда просто.
Д. О.: Это долгий и профессиональный разговор. Но если свести всё к образам, то жизнь нации подобна реке, которая петляет и время от времени меняет русло. Старое русло превращается в старицу, заболачивается, иногда пересыхает. Вроде только вчера здесь проходили баржи, а теперь мальчишки в лужах ловят головастиков. А вся силища реки вон там, за той сопкой. И надо расслышать её, поверить, что река сама знает, как ей лучше, а не стараться вернуть её обратно. Надо лишь копать ерики, пробираться к основному руслу. В этом смысл. Ни о чем не забывать, всё прошлое принимать как своё прошлое.
Смысл патриотизма в преамбуле к Конституции: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России...» и так далее. Тут всё сказано.
– Не может ли так получиться, что мы получим крайне слабые тексты, кино, спектакли, но с правильной патриотической позицией?
А. П.: Может. Любой текст, кино и спектакль, написанный с заранее предначертанным заданием, неминуемо будет слабым. Художественное творчество – органический, а не механический процесс. Даже качественная публицистика – приглашение к размышлению, а не пропаганда с готовыми ответами.
Д. О.: Да запросто. Скорее всего так и получится. Это неизбежные издержки разворота, коль скоро такой будет. Но среди массы серости будут яркие стихи, пьесы, романы, фильмы. И их авторы получат долгожданный доступ к аудитории. Важно пробить уровень информационного шума, оказаться замеченным. Задача лукавого — создать этот шум, не пустить чужих, пускать только своих. А вообще культурная мобилизация необходима стране. Но во всём должна присутствовать мера. Чувство меры — основа гармонии.
Я допускаю, что человек в своей жизни может менять взгляды, иной раз на диаметрально противоположные. Сознание человека в движении, но нечто остаётся неизменным — суть человека, то, как он решает вопросы морали, насколько нравственен он, насколько социализирован, в конце концов, неизменен темперамент, как основа характера. На этих константах вообще-то держится не только художественная проза, но и общество. От того, что подонок начал искренне демонстрировать патриотические взгляды, он не перестал быть подонком. Только теперь он патриотичный подонок. Если приспособленец вдруг бросился писать стихи о родине и ратном подвиге, он остался приспособленцем, пытающимся поймать волну. В принципе, что тут осуждать. Это нормально для человека. Потому, вне зависимости от качества письма, некоторым авторам я никогда не поверю, пусть они трижды лишь резонаторы чего-то, что нисходит с небес. В эти трубы уже единожды дули бесы. Но речь не обо мне, а о читателе, зрителе, слушателе, не отягощенном лишними цеховыми знаниями.
Появляются мастерски сделанные, эстетически безупречные, при этом заряженные стихи и песни. Что касается синематографа, то я, например, не готов сейчас смотреть фильмы про военные действия, конца и края которым не видать. Не хочу читать романы об СВО. Она ещё не отрефлексирована, она ещё художественно не пережита. Сейчас военная журналистика и публицистика ценнее. Художественная проза выберет себе форму спустя время. Не сейчас. Даже рассказ, короткая форма вымысла, уже уступает очерку, поскольку в последнем быль и правда, пусть с домыслом, но без вымысла в основе. Сейчас время поэтов. Война порождает сильные эмоции, которые сразу получают отражение в стихах. Нынешняя поэзия — это сгусток нервной энергии. Хорошо, когда уже есть умение и литературная мускулатура, как, например, у Игоря Караулова или Дмитрия Мурзина, но и молодые подтянулись, и очень быстро прогрессируют. Например, Инна Теплова, Антон Шагин. Поэзия — искусство экстатическое, тут надо быть очень аккуратным, чтобы не сойти с ума. Слабых вещей называть не хочется. А из того, что точно войдёт в хрестоматии, например стихотворение «Рыба-шахтёр» Дмитрия Мурзина или «Красные входят в город» Анны Гедымин, «Половина собаки» Александра Морозова. Это не стихи последнего года, но они рождены и напитаны той энергией, что взорвала наше время.
– Какой должна быть правильная позиция государства в культуре? Такой, какой была минувшие 30 лет, то есть почти совершенно отстраненной? Пусть что хотят, то и пишут. Или нет?
А. П.: Рынок – отвратительный регулятор для культуры. Нужно искать иные. Государство естественным образом должно иметь представление о судьбе страны и ее стратегических задачах, и, соответственно, поддерживать то художественное творчество, которое ему созвучно и синэргично. Нужно понимать, что государство – тоже не абстракция, а живые люди. У них неминуемо есть свои интересы и предпочтения в области культуры и искусства.
Но речь идёт именно о поддержке – финансировании, государственном поощрении и прочем. Вкусы, политические позиции и интеллектуальные перверсии общества значительно шире. Большей части современного искусства не нужна широкая аудитория, массовое признание и государственная поддержка. Оно вполне обходится «горизонтальными связями». И если государство никого не давит бульдозерами, то и ладно.
Д. О.: Взвешенная она должна быть. Осмысленная. Тут же русское амплитудное сознание готово раскачать маятник от «не пущать» до «в каждый дом» и назад. Всё хорошее, что делается сейчас, делается преимущественно вопреки, а не благодаря. И пока это не поменялось. Надежды ещё недавно были, теперь их сильно поубавилось. По крайней мере, у меня нет энтузиазма на этот счёт.
Надоело повторять уже десять лет одно и то же. Что нужен государственный некоммерческий издательский конгломерат, что нужна государственная некоммерческая книгораспределительная система, что нужен новый литфонд с отчислениями с каждого чека из книжного магазина, а для этого реформа налогового законодательства. Нужен новый закон о меценатстве, новый закон о творческих союзах.
Может быть, что-то и сдвинется. Пока я вижу, что опять награждают непричастных, а наказывают невиновных, бедные беднеют, богатые богатеют, всех всё устраивает. Мы же не слепые. Мы всё видим, всё понимаем и ничего не прощаем.
– Какие процессы в культуре запустила СВО? Как вы их оцениваете?
А. П.: СВО вызвало резкую поляризацию, разделение в культуре, как и во всем обществе. Перед лицом экзистенциального вызова культура вынуждена отвечать на вопрос, с кем она. Или Россия, ее история, ее государственность, ее интересы и принципы жизни, или так называемые «правила» и права, прогрессистские установки, меньшинства и пр.
Нынче западничество, естественное для многих представителей нашей культуры, вновь становится несовместимым с основным культурным кодом страны (такая ситуация однажды уже намечалась в середине XIX века, но была менее тотальна и оказалась рассеяна после неудач Крымской войны).
Одновременно СВО породило волну искусства, ярко проявленного в остро реактивных сферах – литературе, популярной музыке, в меньшей степени кино. Волна эта, поначалу инспирированная и подогретая официозом, очень быстро вышла за его границы и стала почти народной.
Война и сама по себе порождает свою культуру и искусство, в некоторых местах очень внятное и сильное, которое естественным образом сливается с крайне привлекательной и внутренне свободной культурой донбасского сопротивления, идущей от 2014 года. Все многообразие и глубину этой культуры, с ее историософией, мифологией, фольклором, поэзией и прочими, только просыпающимися жанрами и направлениями, полностью почувствовать в столице нельзя. Надо ехать ближе к фронту и обратиться в зрение и слух, чтобы ощутить ее возможности и силу. В любом случае это очень мощно, подобного со времён Гражданской войны у нас не было.
Этот тройственный поток силен и многообразен. Любой раскол, разделение – это печально. Это прерванные разговоры, убитые контексты, разрушенные дружеские и человеческие связи.
С другой стороны, в самом повороте от Запада существует большой потенциал, особенно в области масскульта – от кино до поп-музыки, где западное влияние и западное представление о том, что есть культура (актеры и телевизионные пугала), честно говоря, достало.
В культуре, возникающей вокруг СВО, есть, конечно, и своя поспешность, много сиюминутного, наносного, «много слов», как мы говорим, но уже есть и настоящие свидетельства, и большие произведения. Скажем, мне кажется очень любопытной зет-поэзия, не столько политически, сколько поэтически. Караулов в известной части своих текстов, Аня Долгарева, «Шахтерская дочь» Ревякиной – сильно и интересно. Но есть и много наносного, что прикрывается новонарождающейся корпоративной солидарностью. Но это мое частное мнение.
Большая народная культура, связанная с войной, – это чрезвычайно интересно и существенно, она ещё ждёт своего исследователя. Ещё меня очень интересует культурный движ, который создаётся вокруг Вагнера. Фильм «Лучшие в аду» произвел на меня очень сильное впечатление и как военное, и как антивоенное высказывание.
Разделение, которое уже произошло, мне иногда кажется почти бесповоротным. В такие эпохи боль и печаль сплетаются с надеждой и упоением схватки. Но когда-нибудь нынешние раны будут заживать – и это тоже большой культурный процесс.
Как это ни странно и провокационно сейчас звучит, война - в известной степени топливо большой культуры. В такие эпохи проблема смысла встаёт перед каждым, человек стоит перед выбором, который нужно объяснить и оправдать. И в этом – огромная энергия (важно понимать, что тот же процесс идет и по ту линию фронта).
Я лично как частный человек, конечно, хотел бы, чтоб всего этого вообще не было, чтоб я не дожил и так далее. Но те, кто придут за нами, уже с этим опытом в основе, будут сильнее нас
А чего хотелось бы - так это больших усилий государства в деле поддержки своих. Но это отдельная тема.
Д. О.: Самый главный процесс — это начало очистки от колониальной культуры. Тридцать лет культуру колонизировали и делали это более чем успешно. За это время не просто развалили, например, книжную отрасль, доведя тиражи «бестселлеров» до тысячи экземпляров, но и заставили верить, что напротив тиражируемая и награждаемая литературная дурновкусица — это нормально, это естественный результат развития, а не политика колонизаторов.
Практически всё, что сейчас позитивного происходит, делается под давлением общества. Без этого давления всё оставалось бы на своих местах. Впрочем, пока лишь фанерные щиты упали, здания стоят. Дядьки в дорогих костюмах и галстуках при своих портфелях и кошельках. А всё потому, что общество на самом деле ещё только просыпается. Это городская интеллигенция уже бузотёрит, а русское общество, народ, тот самый источник власти, только-только встал с печи. Он едва-едва начал разбираться, чем его все эти годы кормили. Так что говорить о чем-то рано. Не раскачается народ, всё останется на своих местах. Мало того, всё станет только хуже. Должен быть внятно различим социальный запрос на перемены. Они необходимы. Это вопрос существования страны.
Далёким от литературы людям экранизация даёт как бы концентрат произведения, а заядлым...
Космическая угроза № 1 – Бетельгейзе: Альфа Ориона и одна из величайших звёзд во...
Раньше в США созданием «легенд» вокруг специальных мероприятий занимались люди к...
Когда в законе не прописаны важнейшие понятия, это ведёт к ошибкам в приговорах
...
© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru
Создание сайта
www.pweb.ru
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться