Проблема дефицита медицинских кадров в нашей стране – давняя. В последние два года ситуация вроде бы начала выравниваться, но и сегодня, по словам министра здравоохранения Михаила Мурашко, не хватает 25–26 тысяч врачей и около 50 тысяч среднего медперсонала. Однако параллельно проявилась и другая тенденция – привлекательность медицинских профессий среди абитуриентов начала расти. В ФГБПОУ «Медицинский колледж» (МК РАМН), например, в прошлом году на одно место на очно-заочном отделении претендовали два человека. На специальность «лабораторная диагностика» можно было поступить, набрав на основании аттестата об основном общем образовании 4,61 балла, а для специальности «сестринское дело» – 4,53.
Более 75% поступивших выбрали именно это учебное заведение, познакомившись с ним на Дне открытых дверей. И я их понимаю. После экскурсии по аудиториям и учебным лабораториям, которую в Татьянин день провёл для журналистов и гостей директор колледжа, кандидат медицинских наук Александр Василенок, мне самой захотелось здесь поучиться, хотя о профессии медсестры я никогда и не мечтала.
В кабинете, в котором шли занятия по анатомии и патологии, гостей встретил скелет и… труп. Сидящий, задумчиво подперев голову рукой, человек монголоидного типа, забальзамированный методом пластинации. Александр Васильевич предложил нам потрогать этого мудреца, но было жутковато. Впрочем, главное в этом кабинете другое – аппаратно-программный комплекс «Пирогов». Благодаря сенсорной интерактивной поверхности пироговского стола можно не просто изучать анатомию, но и «раздеть» пациента. Добраться до печени, например, и посмотреть, нет ли в ней патологии, произвести компьютерно-томографические срезы, увидеть селезёнку, щитовидку и т.д. Всё, что один студент делает у пироговского стола, остальные видят на большом экране. В экзаменационных билетах третье обязательное задание – найти с помощью этого прибора пять анатомических образований и дать по ним пояснение и заключение.
Изучив анатомию, можно уже и ассистировать хирургу. В учебной операционной симуляционного центра нас уже ждал пациент – фантом, который говорит, моргает, дышит, реагирует на свет, у него выступает пот и бьётся сердце. Можно снимать электрокардиограмму «пациента», проводить дефибрилляцию, вводить ему лекарственные препараты. У фантома в случае неправильной дозы, скорости введения или аллергической реакции (а за этим следит внедрённый в вену чип) может остановиться сердце, и надо будет проводить сердечно-лёгочную реанимацию. Здесь, в симуляционном центре, есть также «палата паллиативной медицины» и «роддом». Тоже с фантомами последних поколений. Студентов учат ухаживать за тяжелобольными, принимать роды, выхаживать недоношенных младенцев и оказывать неотложную помощь. То есть готовят не просто исполнителей указаний врача, а ассистентов.
Слушатели отделения «Лабораторная диагностика» также не только теорию изучают, но и проводят исследования на практике в прекрасно оборудованной лаборатории. Даже медицину катастроф здесь преподают не только в теории, но и на практике. Вернее, почти как на практике благодаря симуляторам дополненной реальности, 3D-очкам и манипуляторам. Ведёт курс действующий сотрудник «Центроспаса» Дмитрий Владимирович Коринный.
Директор колледжа очень гордится и оборудованием своего учебного заведения, и студентами. «Вы потрясающие» – такими словами он закончил своё выступление после подготовленного ребятами концерта в честь Дня российского студенчества. Концерт был тоже потрясающим. Прекрасно пели (хор у них отличный), танцевали, играли сценки. Vivat Academia – славили студенты свой колледж, а гости – специалисты федеральных медицинских центров и сенатор, врач Владимир Игоревич Круглый, – поздравляли их с праздником и немножко грустили, вспоминая свои студенческие годы.
За чаепитием после концерта разговор как-то незаметно сместился в сторону проблем здравоохранения. Медсестёр не хватает, а учебный процесс в колледже поставлен так, что многие выпускники не в больницы и поликлиники идут, а поступают в медицинские вузы. Но разве это плохо, что ребята хотят постичь большее, – не согласился Александр Васильевич Василенок. Разве знания бывают избыточными? Я слушала дискуссию и вспоминала медсестру из процедурной районной поликлиники, которая, спасла мне если не жизнь, то здоровье – точно.
Мазнула я себе тогда шею подаренными духами, а через несколько часов она стала малиновой и начала жутко чесаться. Врач поликлиники (новый, со странным именем Мара) выписала назначение и отправила в процедурный. Сестра прочла назначение и, пробурчав «схожу к врачу», ушла. Вернулась, продолжая ворчать, и начала вводить мне в вену какое-то лекарство. Но, не введя и четверти ампулы, выдернула шприц и, открыв дверь, выкрикнула в коридор что-то нецензурное в адрес «понаехавших» неквалифицированных докторов. А я «уплывала»… Очнувшись, обнаружила около себя главврача и ещё каких-то людей в белых халатах. Оказывается, Мара приказала медсестре ввести мне в вену лекарство, которое внутривенно вводить нельзя: «Слишком вы нежные, у нас в республике его так вводят, и ничего, большинство выживает». Что происходит с меньшинством, осталось за кадром. Если бы медсестра, побоявшись ослушаться, ввела всю ампулу, моя жизнь здесь, в процедурном кабинете, могла и закончиться. Так что прав директор колледжа – лишними знания не бывают.
Vivant professores!