Перейти к содержанию
  Пятница 29 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    09 октября 2013 г.  № 40 (6433) (09.10.2013)
Искусство

Музыкальные кружева

09 октября 2013

В музыкальном фестивале «Кружева», только что прошедшем в Вологде, по сути четвёртом, с новым концептуальным строением – четыре имени, четыре духовных потока композиторского творчества. Бах, Моцарт, Прокофьев, Александр Чайковский. Абсолютно непохожих, но в своей глубине и выси, в полёте на крыльях духа над бездной всё равно говорящих о Бесконечности, Вечности и Любви.

«Музыка Баха – это музыка пути к Богу, а гармонии Moцapтa – это мелодии, которые звучат в раю» (И.В. Гёте).

«Я – выражение Духа, который даёт мне силы сопротивляться всему, что является бездуховным» (С. Прокофьев).

Имя и форма неповторимы. Но творчество Моцарта впитало в себя творчество Баха, Прокофьева – и Моцарта, и Баха, а в творчестве А. Чайковского можно отыскать интонации Баха и Прокофьева. Музыковеды находят и много того, что сближает Прокофьева с Моцартом.

«Всякое дыхание да хвалит Господа» – 150-й Псалом, завершающий собой Псалтирь. На этот текст написана 51-я кантата Баха. Г. Померанц, цитируя В. Казьмина, пишет: «Всякая картина стремится стать иконой, всякое здание – храмом, всякое стихотворение – молитвой». Мы добавим: всякое великое музыкальное произведение хвалит Господа. Ибо продиктовано полнотой души, бытия, причастностью к мировому Целому.

И как отражением Целого Мироздания является человек, так же отражением Целого является великое произведение искусства.

Сочиняя фестиваль, нам хотелось из великих, больших и малых разностей дробного мира создать фестиваль как произведение искусства. Аналитики увидят в нём строительную конструкцию, связующий элемент: символ креста – внутренний, глубинный и в то же время формообразующий и внешний каркас фестиваля.

Четыре композитора в каждом концерте.

Четыре звука в мелодии боя часов на колокольне Софийского собора (они же – звонки к каждому концерту). И обязательное условие – использование этой мелодии в новом сочинении.

Четвёртая мировая премьера нового сочинения «Вологодские кружева».

Четыре основныå линии: колокольная, хоровая, камерная, оркестровая.

И в последнем сочинении Баха – «Искусстве фуги» – запечатлена его монограмма ВАСН (си-бемоль – ля-до-си), в нотном начертании – крест. И этот крест – распятие.

«Слишком многим руки для объятья / Ты раскинешь по концам креста» (Б. Пастернак).

Но нет в этих цифрах законченности, замкнутости формы. И четыре мира композиторов достраиваются колокольной и хоровой музыкой. И мировой премьерой в конце. В фестивале были представлены все жанры музицирования: соло (скрипка, виолончель), дуэт, квартет, квинтет, камерный оркестр, концерт солиста с оркестром, хор. Музыкальные жанры: симфония, концерт, миниатюра, сюита, соната, камерный ансамбль. Всеохватная музыкальная картина, энциклопедия жанров, форм, стилей. Музыкальная Вселенная.

Из кружения вокруг, среди этого в этом музыкальном «котле» рождается форма фестиваля.

Из неповторимого и разного – единое Целое.

Безграничное, бесконечное, бездонное.

Капля – не море, но она – часть его. И оно больше нас. И безгранично, как Тайна и Вечность.

И через Причастие мы познаём всеобъемлющего Бога, включающего нас в Себя.

Каждый из пяти концертов – целое, создаваемое из разности музык, исполнительских составов и исполнителей. Но одновременно из 4, 5, 7 сочинений одного композитора создаётся духовное пространство автора. И формула созидания Целого работает и по горизонтали, и по вертикали. И в это, казалось бы, уже замкнутое целое, в мир четырёх композиторов врывается пятый. Входит новое сочинение, создающееся одновременно с фестивалем. Его рождение происходит в финале фестиваля, но оно является и началом пути в будущее, в Бесконечность. Туда, где веет Дух Творчества.

«Дух веет, где хочет» (Евангелие от Иоанна).

И безусловно, он веял там, где создавалась музыка фестиваля. Одухотворённые этой музыкой, мы пытались сплести бесконечное кружево в жизни и творчестве.

Андрей УСТИНОВ, художественный руководитель фестиваля

Фестиваль
3
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Женщина, управлявшая мужчинами

21.09.2023

«Дагестан мой былинный»

21.09.2023

Одна правда

20.09.2023

Китай и кино

15.09.2023

Тула. Кремль. Фестиваль!

07.09.2023

Гудвин летней столицы

1016 голосов

Сочи плюс...

116 голосов

«Русские классики. Фестиваль одного дня»

105 голосов

От Ёжика до катарсиса

101 голосов

Она умерла от любви...

101 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты