ПРОЗА

Кузнецов-Тулянин написал о трансформациях человеческой души, какими они были явлены в России в восьмидесятые и девяностые. Чаще всего трансформации сводятся к алкоголизму и гибели, но и для самой отчаявшейся души – хоть запойного пьяницы, хоть бизнесмена, хоть нищего провинциального щелкопёра-журналиста – всё равно должна оставаться надежда. Идиот нашего времени не добр, не человеколюбив, но готов к самопожертвованию в отстаивании справедливости, как он её себе представляет. В итоге «идиот» Кузнецова-Тулянина авторским усилием больше смахивает всё-таки на Раскольникова, чем на князя Мышкина. Поскольку автор книги – из Тулы, можно предполагать, что унылый, истощённый, но старинный, исторически-углублённый город, который в ней описан, – это в значительной мере Тула, впрочем, совершенно типическая. И люди здесь, как и всюду, либо пытаются подняться с четверенек, на которые их поставило время, либо свыкаются со своим положением.
ПОЭЗИЯ

Виталий Айриян родом из Баку. Последние двадцать лет живёт в Москве. Широкому читателю он, может, и мало известен. Но те, кто интересуется современной поэзией, свободной и актуальной, не лишённой романтизма, более того, пропитанной им, такого поэта знают и любят. В его стихах три города тесно переплетены, взаимосвязаны и составляют две главные поэтические константы, как восточное и западное начала. Эти стихи стремятся показать Москву глазами бакинца и рассказать москвичам о Баку. Территория этого рассказа – широкий контекст исторического, эстетического, религиозного, этнического и культурного. В каждом стихотворении поэта – своя интрига, своё приключение, свой сюжет. Во многих произведениях слышны ностальгия, планетарная тоска по уходящему и ушедшему миру, времени, событиям. Став русским поэтом, Айриян остаётся истинным армянином.
Во мне остался только вечный сон –
засвеченное небо Арарата,
звучит дудук, грассирует шансон…
И больше ничего уже не надо.
БИОГРАФИИ

Кондратий Рылеев прожил короткую, но яркую жизнь. Азартный карточный игрок, он несколько раз дрался на дуэлях, за четыре года военной службы ни разу не получил повышения и вышел в отставку в чине подпоручика, но вскоре прославился как поэт и соиздатель альманаха «Полярная звезда», ставшего заметным явлением даже на фоне тогдашнего расцвета литературной жизни. Он писал доносы на коллег-конкурентов, дружил с одиозным Фаддеем Булгариным, управлял делами Российско-американской компании и жаждал изменить государственный строй. Новая биография Рылеева пересматривает традиционные взгляды на историю тайных обществ и показывает истинные мотивы действий героя, его друзей и оппонентов: какую роль играл он в борьбе могущественных царедворцев; почему издаваемый им альманах стал выгодным предприятием; каким образом штатский литератор стал лидером военного заговора; наконец, почему он, не принимавший активного участия в восстании на Сенатской площади, был казнён.
NON-FICTION

Редкий случай, когда подзаголовок, как определение книги, полностью соответствует её содержанию. Творения, которые составили этот томик (к слову, «Причуды...» – третья книга писателя), отличаются абсолютной легкомысленностью и полной безответственностью. Невесть что происходит на её страницах: бывший советский инженер Тыквин странствует не только по аллеям дурдома, но и в параллельных мирах, а заодно отвязно пьёт убойный портвейн в пивнушке под названием «В мире животных». Жители провинциального городка постоянно сталкиваются с неведомым: над городом парят летающие тарелки, взлетают и разбиваются дельтапланеристы, памятники президентов в белых носках вставляют в отлитые на века бронзовые сапоги, за отрядом путан на опушку леса прилетает боевой вертолёт «Чёрная акула», удачливый заводчик гонит нановодку в синхрофазатроне, разгоняя частицы самогонки до сверхсветовых скоростей, бандюганы пируют на свадьбах олигархов, а дубли жителей испаряются в эфире… Что это: мистика, сюрреализм или просто магический реализм по-русски? Чтобы ответить на этот вопрос, надо просто прочитать книгу.
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Это уже вторая книга художницы и историка Светланы Прудовской, которая рассказывает о том, какие приключения пережила за тысячелетия эволюция книги и письменности. Как и первая книга, продолжение представляет собой удачное сочетание простого и занимательного повествования с лаконичными и понятными рисунками, фотографиями, а также с многочисленными заданиями, для выполнения которых надо призвать на помощь и логику, и воображение, и собственные руки. Книга рассчитана на детей среднего школьного возраста, но даже младшим школьникам, несомненно, будет интересно и полезно прочитать её с родителями. Да и многие взрослые, наверное, будут удивлены, открыв для себя, в какую глубокую древность уходит история привычной нам европейской письменности, не теряя преемственности. А ведь есть ещё глаголица, иероглифы и критское слоговое письмо… И о каждой разновидности письма эта небольшая книга расскажет немало интересного.