Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 октября 2014 г.
  4. № 40 (6482) (15.10.2014)
Общество

Кого представляет представительная власть?

15 октября 2014

Во время последних выборов пожилая пара на одном из избирательных участков внимательно изучала сведения о доходах кандидатов в депутаты Мосгордумы. Машины, суммы вкладов, квартиры. «В депутаты лезут, ещё на одну иномарку заработать хотят», – обращаясь ко мне, процедил мужчина. Я позволил себе высказать противоположную точку зрения: «Во-первых, депутаты нынешней Мосгордумы не будут получать зарплату, кроме руководства. Во-вторых, Дума не биржа, там денег нет, там законы готовят, чтобы людям жилось лучше. В-третьих, состоятельный человек принесёт больше пользы. Он уже заработал и, следовательно, знает, что для этого надо делать. Но, в конечном счёте, проблема не в этом. Главное, чтобы в Мосгордуме были люди, способные организовать нормальную жизнь города». По реакции оппонента я понял, что он готов к продолжению дискуссии. Увы, интересному диалогу не дал развиться бдительный наблюдатель от партии «Яблоко»: «Агитировать запрещено».

Эх! Не удалось мне популярно объяснить человеку теорию элит Вильфредо Парето, который в своё время сделал замечательный вывод о том, что элита – это «сообщество таких людей, которые свойствами ума, характера, ловкостью, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени». А это, добавлю, прямо влияет на социально-экономическую и финансовую успешность таких людей. Непрерывная циркуляция элит способствует равновесию социальной системы, обеспечивая приток «лучших», и, что не менее важно, влечёт за собой циркуляцию идей. Однако, по Парето, это происходит тогда, когда правящий класс открыт и понимает необходимость постоянной циркуляции…

…Впрочем, вернёмся к выборам 14 сентября. Дело в том, что мне самому довелось принять в них участие в качестве кандидата. В своё время я работал в районном и областном звене исполнительной власти, служил в администрации президента РФ. Да и диссертацию защищал по проблемам системы власти. Это даёт мне основание утверждать, что основная проблема – в непонимании роли и места законодательной власти в системе местного самоуправления. В результате благие намерения федеральной власти, формирующей основы государственной политики, на местах при воплощении их в жизнь превращаются порой в свою противоположность.

В какой же момент возникает несогласованность между исполнительной и законодательной властями на уровне муниципалитета? Есть очень мощный и полезный для общества и государства ресурс, который власть, к сожалению, не замечает или просто не хочет замечать. Это органы общественной самодеятельности, сообщества инициативных граждан. Во время своей предвыборной кампании мне удалось познакомиться и установить деловые контакты с некоторыми из них. В основе консолидации таких объединений лежит исключительно общность интересов. Они тесно связаны при помощи социальных сетей интернета и поэтому мобильны и весьма дисциплинированны. Общаясь с активистами этих структур, я узнал много интересного и полезного, с некоторыми даже договорились о реальном сотрудничестве и стали действовать совместно. Например, с организацией «Стоп Наркотик», которая легальными методами борется с распространением курительных смесей-спайсов.

В итоге мне, человеку, никогда не занимавшемуся публичной политикой, после двухнедельной и, прямо скажем, не очень активной избирательной кампании легко удалось обойти двух кандидатов (от КПРФ и ЛДПР), которые являлись действующими муниципальными депутатами. Вместе с тем я прекрасно понимал, что так называемого административного кандидата в депутаты не «обогнать», да и цели такой предо мной не стояло. Впрочем, сложив голоса, полученные мной и представителем партии «Яблоко», можно было бы непринуждённо обойти представителя «Единой России». Но я давно человек беспартийный и принципиально не «играю» в прикладную политологию…

Возникает вполне естественный вопрос: «Почему такой мощный социальный ресурс не задействует муниципальная власть?» Ответ на поверхности – эти самодеятельные объединения людей, к сожалению, ей мешают. Чего-то требуют, пишут жалобы в прокуратуру, обращаются с заявлениями в суд, а когда это не помогает – выставляют пикеты… Парадоксально, но федеральная власть постоянно апеллирует именно к населению и находит поддержку его здоровой части, а на уровне местного самоуправления, там, где происходит процесс «диффузии» (распыления), власти зачастую не замечают этих в большинстве своём полезных инициатив.

14-1-40.jpgНа встречах с населением я убедился, что избиратели практически не знают своих муниципальных депутатов, вообще не представляют, кто такие советники управ. Вот глава управы – человек, известный в своём районе. Но где же так называемая законодательная ветвь муниципальной власти? Ведь именно она должна работать в постоянном контакте со своими избирателями!

Как можно поднять авторитет муниципальной власти в глазах москвичей и сделать её более эффективной? Мне представляется, что авторитет власти и эффективность принимаемых ею управленческих решений в первую очередь определяются наличием жёсткой обратной связи в цепочке власть–население. Население должно знать, что делает власть, как ею используются финансовые и материальные ресурсы.

Сегодня можно привести достаточно много примеров удачных и полезных решений, принятых мэрией Москвы. Это массовое благоустройство придомовых территорий и детских площадок, дорог и тротуаров, озеленение громадных городских территорий и многое, многое другое. В работе мэрии стало больше гласности и открытости. Весьма эффективно работает портал «Наш город».

Чтобы население могло оценить действия муниципальной власти, необходимо создание системы детального отчёта о принятых ею решениях и конкретика в планировании и расходовании средств. При этом не на языке крупных категорий, типа на транспорт столько-то денег, на медицину – столько-то и т.п., а на языке конкретных объектов. Например, на реконструкцию такого-то шоссе было истрачено столько-то рублей, на ремонт поликлиники № – столько и т.д. и т.п. Людей не трогают фразы типа: «На повышение пенсий было выделено столько-то миллиардов рублей». В пересчёте на конкретного пенсионера это оборачивается ста рублями в месяц. Его волнуют именно эти 100 рублей. Москвичей интересует, почему своевременно не убирается придомовая территория, не вывозится мусор, почему месяцами не закапываются строительные ямы, почему не видно участкового, почему на детской площадке днюют и ночуют бомжи и т.п.

Общение с людьми во время встреч с избирателями, анализ их наказов ещё раз убедили меня, что люди хотят самых простых вещей. Они хотят, чтобы муниципальная власть знала и решала их проблемы, чтобы она была правдива, доступна и открыта. Чтобы умела защищать своих избирателей, чтобы понимала, что так часто звучащее из уст депутатов слово «народ», по существу, является синонимом слова «налогоплательщик», на чьи средства вся система власти и живёт. Люди в своём большинстве хотят видеть среди депутатов, и особенно муниципальных, тех, кто знает жизнь не понаслышке, кто ежедневно сталкивается с проблемами магазинов, столичного транспорта, коммунальных служб, с очередями в поликлиниках и государственных конторах. Тех, кто умеет не на словах, а на деле представлять и защищать интересы своих избирателей.

И ещё об одном аспекте проблемы, несущем в себе разрушительный «заряд». Знакомство населения с депутатами начинается в тот момент, когда они, ещё будучи кандидатами, развёртывают широкую картину обещаний практически по всему спектру проблем. Но вот идёт время и ничего из обещанного не сделано. В сознании людей появляется ощущение, что власть их обманула. Дальше – больше: «Какая лживая власть, разве можно ей верить, они все врут» и т.п. А это уже приговор. С этого начинаются компрометация власти и деградация гражданина как избирателя. В лучшем случае он игнорирует выборы, в худшем – пополняет ряды протестующих, переходя подчас к активности не всегда, к сожалению, правомерной.

В Москве население, увы, перестаёт верить в реальную возможность формирования действенной муниципальной представительной власти. Поэтому так невысок процент лиц, принявших участие в выборах 14 сентября. На мой взгляд, Москве срочно нужны выборы муниципальных депутатов без привлечения административного ресурса и партийных предпочтений. На первое место должны выходить личностные качества кандидатов, их желание и умение работать, их управленческо-организационный опыт и широта кругозора. Если усилиями такого депутата будет проведён ремонт поликлиники или открыт детский клуб, то людям будет всё равно, какую партию он представляет – коммунистов, «Единую Россию», «Яблоко» или ЛДПР. Такие депутаты будут нарушать спокойствие функционеров, им не отдашь приказ, от них не потребуют соблюдения партийной дисциплины.

Муниципальный депутат должен быть независим и подчиняться только закону и своим избирателям, что не даст возможности местной исполнительной власти добиваться для себя даже временного «управленческого комфорта».


Тэги: Выборы Власть Мосгордума
Обсудить в группе Telegram

Борис Елисеев

Борис Петрович Елисеев (род. 22 февраля 1957 го... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Удивительное – везде, или Украинизация Запада

    29.05.2021
  • Нет – революции, да – эволюции

    30.03.2021
  • Довольно натравливать людей друг на друга!

    12.02.2021
  • Шестерки и тузы

    10.11.2020
  • Чей «Доня»?

    10.11.2020
  • Россия без культа личности?

    102 голосов
  • Взамен развития – утешение

    87 голосов
  • Чей «Доня»?

    68 голосов
  • Андеграунд, ставший мейнстримом

    64 голосов
  • Экстремизм в законе

    56 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS