ПРОЗА
Мо Янь. Устал рождаться и умирать. – СПб.: Амфора, 2014. – 703 с. – 7000 экз.
Нобелевский лауреат Мо Янь написал ироничный роман о человеке, переживающем множество рождений и стремящемся к сохранению человеческой сущности. Зажиточный крестьянин деревни Симэнтунь – Симэнь Нао – расстрелян за «единоличничество» и укрывательство ценностей. Бунтуя против несправедливой казни, вновь и вновь, в разных обличьях, возвращается он в родную деревню, каждый раз отстаивая свою правду, по мере сил помогая односельчанам и делая тонкие наблюдения за их жизнью. В книге воссоздаётся удивительная атмосфера Китая, где встретились прошлое и настоящее: в действии, которое, кажется, может происходить и триста, и пятьсот лет назад, появляются революционеры с маузерами и советские комбайны. Но самая обаятельная черта романа – ирония, которая может быть и язвительной, хлёсткой, и лирической, печальной. Ну а больше всего достаётся на орехи «этому паршивцу Мо Яню», который столько всего нагородил, что и не разберёшь.
ПОЭЗИЯ
Виктор Петров. Болевой порог: Стихотворения. – М.: издание журнала «Юность», 2014. – 224 с. – Тираж не указан.
Стихи ростовчанина Виктора Петрова можно смело отнести к жанру тихой лирики. Автор мало экспериментирует, не стремится ошеломить читателя сверхоригинальной рифмой или невнятным (тоже с претензией на оригинальность) словесным оборотом. Эта книга показывает, как можно в наше время без особых ухищрений и ненужных стилистических вывертов писать хорошие стихи. Также следует отметить, что в сборнике довольно много любовной лирики – что по нынешним временам можно назвать редкостью. Писать о любви честно, проникновенно, а главное, талантливо – задача не из лёгких, но Петров с нею справляется:
Я вспоминаю вас, далёкая,
Когда от именитых волжских вод
Идёт по Дону белый теплоход,
Иллюминаторами окая.
В книге три тематических раздела, но они достаточно условны. Читать можно наугад, с любого места, эти стихи не оставят вас равнодушными.
МЕМУАРЫ
Софья Прокофьева. Дорога памяти: Воспоминания. – М.: Время, 2015. – 256 с. – 1500 экз.
Это простая человеческая книга. Книга воспоминаний девочки, девушки, женщины (жены, мамы) – в которой почти отсутствуют политика и то, что принято называть «большой историей». Не так много здесь и Прокофьевой – знаменитой сказочницы: Софье Леонидовне явно интереснее писать про жизнь, чем про творчество. А жизнь у неё была такая, что друзьями, родственниками, добрыми знакомыми, просто соседями по дому неизменно оказывались: Тихон Хренников, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Маргарита Алигер, Корней Чуковский и многие другие. В подъезде дома она запросто могла познакомиться и подружиться с Анастасией Цветаевой, а Зинаида Николаевна Пастернак отдавала ей на хранение письма своего мужа. Кажется, что про друзей и близких Софье Прокофьевой писать интереснее всего. Но всё же это её автобиография, и читателю, желающему побольше узнать об одной из самых знаменитых сказочниц Союза (её книги и сейчас регулярно переиздаются), имеет смысл с нею познакомиться.
БИОГРАФИЯ
Александр Бондаренко. Вадим Негатуров. – М.: Молодая гвардия, 2014. – 237 с. – «ЖЗЛ». – 3000 экз.
Одессит Вадим Негатуров был хорошим поэтом и добрым человеком. Он старался жить так, будто границы между Россией и Украиной не существует, любил Одессу и с большим интересом узнавал Москву. Не раз становился лауреатом Всероссийского форума гражданской поэзии «Часовые памяти» – а вообще начал писать и тем более показывать свои стихи довольно поздно, когда, видимо, было уже что сказать. Он был во многом очень одарённым человеком – способным математиком, успешным экономистом, в своих замыслах опережавшим время. Но его предпринимательская энергия вошла в противоречие и с честностью его натуры, и с теми правилами, что установились на постсоветском пространстве. И тогда он обратился к Богу… 2 мая 2014 года поэт Вадим Негатуров отправился на Куликово Поле, чтобы спасти православные иконы, хранившиеся там в палатке-церкви. Вместе со многими другими его загнали в Дом профсоюзов и, обгорелого, ещё живым, выбросили из окна. Он умер в реанимации.
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Максуд Ибрагимбеков. Пусть он останется с нами. – М.: Теревинф, Albus Corvus, 2014. – 176 с. – 3000 экз.
Две повести Максуда Ибрагимбекова – не для слабонервных подростков. Очень уж серьёзные вопросы в них поднимаются, очень натуральная драма разворачивается. По повести «За всё хорошее – смерть» в СССР был поставлен фильм «Тайна горного подземелья» – о заблудившихся детях, которые попали в странную пещеру с сокровищами и мёртвыми эсэсовцами и не могли выбраться наружу. Мысли о смерти, о жестокости фашистов, горькие чувства, которые переживает мальчик Таир, далеко не сразу, но оборачиваются спасением. Герой второй повести – «Пусть он останется с нами» – ищет взаимопонимания с занятым своей жизнью отцом. В обоих случаях перед нами настоящая драма взрослеющего подростка, в неожиданных обстоятельствах осознавшего, что от него требуются действительно трудные решения, и сумевшего сделать выбор, какой под силу лишь мужественному, ответственному человеку.
Пятикнижие № 40
Быть в курсе
Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.