Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 октября 2014 г.
  4. № 40 (6482) (15.10.2014)
Литература

Растите, юные, душою расцветая

15 октября 2014

Что знаем мы о 19 октября, великом (без преувеличения) дне в истории отечественного образования и культуры? Что знаем об учителях, «воспитавших пламень» Пушкина и Дельвига, Горчакова и Пущина? Храня в памяти классическое наследие, не ограничиваемся ли мифами и давным-давно знакомыми артефактами?

В Российской государственной библиотеке хранится экземпляр разделённой пополам книги, вышедшей в 1811 году и посвящённой 19 октября. В первой её части Устав Лицея, список воспитанников и Речь Куницына, во второй – Речь Кошанского «О преимуществах российского слова», прочитанная… Когда, если не 19 октября, или не прочитанная вовсе? Судьба этого сочинения первого «словесного» учителя царскосельских мальчиков загадочна, ибо о ней наши пушкинисты почти не упоминают.

Так выступил ли Кошанский с лекцией? Или только «готовился выступить»? Когда же была прочитана эта речь? Почему она была отделена от первой части книги? Читалась ли эта речь 19 октября или, может быть, она стала первой лекцией, прочитанной лицеистам в стенах их Аlma mater? Возможно, она так и осталась печатным текстом, не озвученным никому и никогда. Так или иначе, перед нами текст как вполне ясное свидетельство тех мыслей и слов, которыми благословлялись вступающие в Царскосельский лицей ученики.

«О преимуществах российского слова»

Из речи, произнесённой Николаем Кошанским, доктором философии, надворным советником и профессором российской и латинской словесности 19 октября 1811 года.

5-2-40.jpgЮные россы!

Торжествуя день сей, залог славы и благоденствия России... дадим обет сердец наших, что... оправдаем призвание наше и совершим надежду сладкую для родителей и потомков...

Душа наша, рождённая понимать и чувствовать, вечно не насытится ни познаниями, ни чувствованиями; она беспрестанно стремится к чему-то новому, совершенному. Науки – пища души. Дар слова есть средство наслаждаться и разделять наслаждения. Отнимите их – и сия часть божества, сей огнь непостижный неприметно, нечувствительно потухнет...

Дар слова есть средство всех познаний и действий человеческих, и мы, желая быть полезными, прежде всего, должны образовать сию способность – первое отличие и достоинство человека. Но какое слово, какой язык ближе к нашим чувствам, к нашим тайнам, к нашему сердцу? Тот, на котором в первый раз мы услышали и наименовали Бога, родителей и всё любезное нам – язык нашего Отчества.

Но прежде, нежели приступим к правилам, обратим внимание на свойства российского языка и рассмотрим, каким преимуществом слова могут гордиться пред нами иноплемённые.

Обилием ли? Богатством слов и выражений? Но российское слово может обилием своим составить два языка... Славянский, образуя любимое творение своё – язык россiйский, отдал в наследство ему и обилие греков, и своё собственное богатство. Какое многоразличие слов в языке нашем не только для выражения понятий, но и самих оттенков, переходов и переливов чувствований! Какое множество слов почти однозначащих, но чудесно рисующих мысль нашу, как кисть великого художника рисует едва приметные переливы света и тени! Мы говорим: блеск, свет, отблеск, сияние, блистание, мерцание. Говорим: рука, десница, мышца – слова почти однозначащие, но какое тонкое различие и постепенность! Какое обилие и богатство! И сколько неисчерпаемых сокровищ хранится для нас на языке славянском! Мы не можем завидовать обилию языков иноплемённых.

Свободою ль в расположенье слов? Но сей свободы ни один почти из новейших языков не имеет; ни один, стеснённый правилами, не может следовать первым впечатлениям природы, иногда нечаянно, необыкновенно представляющей понятия. Сие право осталось только в языках древних, перешло в славянский и благоразумно сохранилось в российском. Величественное слово наше свободно в течении своём, как ручьи, журчащие меж цветами, и мы можем гордиться сим преимуществом пред другими.

Благородством ль? Важностию? Быстротой? Но российское слово вмещает и благородство греков, и важность римлян. Мы так же, как Цезарь, можем сказать быстро и величественно в трёх словах: пришёл, увидел, победил. Какое слово может сравниться подобною быстротою?..

Выразительностью ли и гибкостию ли слова? Но сие свойство есть отличие Российского слова... Мы, юные питомцы, приближась к правилам, увидим, какая выразительность заключается в действиях однократных и многократных, во множестве слово-сокращающих причастий и, наконец, в трояком переходе каждого действующего глагола. Здесь скажем только, что выразительность и гибкость – суть преимущества российского слова, и повторим: «Каким превосходством языка могут гордиться перед нами иноплемённые?»

Гармониею ли? Подражанием природе? Но язык россiйский есть самая музыка... Если справедливо, что языка совершенного нет и быть не может, ибо в природе несравненно больше предметов, нежели в языках слов; если справедливо, что близким к совершенству почитается тот язык, в котором есть обилие слов и выражений, в котором есть свобода в расположении, гибкость в соединении и живость в представлении картин и понятий, который, наконец, имеет свои тоны, благозвучность и подражательную гармонию, то мы можем справедливо и торжественно сказать, что слово российское ближе и удобнее к совершенству, нежели все языки иноплемённых.

Творениями ли стран чуждых? Подлинно они велики и достойны внимания, ибо собраны веками и продолжительною опытностию, но Россия единым столетием как единым шагом их достигла. Чьё сердце не исполнится восторга в беседе Ломоносовых, Херасковых, Богдановичей? Чей дух не пленится творениями российских гениев? Сильно и разительно витийствуют наши ораторы, и дар слова движет и колеблет сердца россов...

И сие стройное, величественное слово может быть оставлено? И сей живой, подражательной музыке дерзают предпочесть звук иноземный? Доколе не истребится предрассудок, воскормленный млеком чуждым? И прилично ли россу – воззрите на него: чело его, рождённое для лавров, так гордо и величественно; его взор, зерцало души великой, так быстр и проницателен; его грудь твёрдокаменная так пламенно горит любовию к царю и Отечеству; его десница, как гром небесный, так ужасна противным; и его слово так обильно и живописно, как красы лугов и долин; свободно в течении своём как ручьи, журчащие между цветами; выразительно и звучно как гул громов и трели соловья в пустыне; и, наконец, величественно и чудесно, как самая природа – и прилично ли россу отдать преимущество в слове иноплемённым, отдать и раболепствовать перед самым их томным и диким произношением?

Но сей огнь на лицах ваших, но сие чувство во взорах говорит, что вы не отдадитесь предрассудкам сердца юного. Обратите внимание к словесности российской, к наукам, ко всему высокому, прекрасному и великому, и... воспарите в путь славы по стопам предков ваших.

Сего желают от вас родители и наставники, сего ожидает высокое покровительство мецената, сего требует отечество и высочайшая воля августейшего монарха.

Тэги: Русский язык Филология Наследие
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Возродится ли Екатерингофский дворец?

    17.01.2025
  • Самарская элегия знаменитого рода

    15.09.2024
  • Валуево ждёт реставрация

    27.07.2024
  • Негоже русскому языку бояться женского рода

    25.11.2023
  • Русский каменотёс

    13.07.2023
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
  • Провокация против немецкой славистики

    504 голосов
  • Мина, заложенная Максом Фасмером

    445 голосов
  • Вечное движение Гёте

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS