Первой премьерой сезона в ЦАТРА стал спектакль Гарольда Стрелкова «Север/Юг» по пьесе Юлии Тупикиной. Многозначительность названия сути происходящего на сцене никак не отражает. Зато провоцирует вопрос: зачем нужен компас, указывающий в никуда?
Лобовая атака «документального» театра на театр художественный провалилась. Бомжи с их коробками, мигранты со сломанной национальной идентичностью, проститутки с синдромом Катюши Масловой и даже офисный планктон с его гамлетовскими страстями уже никому не интересны, включая тех, кто в своё время сам за ручку вывел на сцену всю эту пёструю толпу. Однако оставить кесарю – кесарево, а Богу – Богово, признав локальность документального театра, творцы новой театральной реальности не в состоянии, и с энергией, достойной лучшего применения, снова и снова пытаются взять бастион драматического театра через «хитроумные» подкопы. «Север/Юг», заявленный драматургом Юлией Тупикиной и режиссёром Гародьдом Стрелковым как «созданный на основе реальных характеров, судеб звёзд Театра Армии» – пример как раз такой «боевой операции».
Набор персонажей реалистичен донельзя. Алла имеет маленький бизнес по ведению свадеб, где ей помогают сын Рома, репертуар которого простирается от Галкина до фокусов; подруга Роза – исполнительница романсов и песен из старых советских фильмов и вечный любовник Игорь – вышедший в тираж танцор. Сестра Аллы Регина – сваха, а значит, тоже в деле. Они, по всей видимости, должны олицетворять собой Юг – страстный, богемный, романтичный и бескорыстный до наивности. Север воплощён в тандеме зампрефекта некоего московского района Татьяны Петровны и её помощника Антона, подающего немалые надежды карьериста. Есть ещё три персонажа не от мира сего: Соня, дочка Розы, запредельная толстуха, без памяти влюблённая в Рому, 90-летний отец Татьяны Петровны – фронтовик, укрывшийся от мерзостей сегодняшнего дня в землянку времён Великой Отечественной, и её племянница Аня – девушка, мечтающая очистить мир, от чего именно не уточняется, видимо, от всего плохого. Ну и на периферии болтается странная пара – интеллигентный Эдуард и хабалистая Нонна, родители жениха на той самой свадьбе, которая стала последней в карьере Аллы.
Персонажи в наличии, а вот пьесы нет и в помине. Вместо неё – набор постов, которым место в Instagram, «ВКонтакте» или любом другом фейсбуке, но не на сцене драматического театра. В установленное режиссёром время каждый из персонажей выходит на авансцену и толкает в зал пространную речь о том, что чувствует/не чувствует, о чём думает/не думает, что делает/не делает (нужное подчеркнуть) в данный конкретный момент. Стоящие рядом с оратором персонажи, старательно внимают ему, из последних сил маскируя свою ненужность на сцене. По всей вероятности, о таком элементе драматургии, как взаимодействие действующих лиц, автор текста, равно как и постановщик сего действа, ни малейшего представления не имеют.
Хуже всего приходится Ларисе Голубкиной (Роза). С её героиней вообще ничего не происходит. Два «эффектных» выезда на платформе, пышно задекорированной откровенно китчевыми цветами гигантских размеров в начале спектакля и в финале, два десятка проходных реплик и много-много красивых песен – это всё, что создатели спектакля оставили ей от реальной судьбы.
В тех местах, где лица всё же хоть как-то действуют, всё обстоит ещё хуже: мотивов их поступков не обнаружить ни днём с фонарём, ни поздним вечером при свете рампы.
Рома (Михаил Данилюк) не является на свадьбу, не оставляя матери иного выхода, как вернуть заказчикам деньги. Он не умер, не попал в автокатастрофу. Ему просто надоела эта работа. Но сей милый молодой человек даже не удосуживается позвонить сходящей с ума от беспокойства родительнице. Почему он поступил с самым близким человеком (не говоря уже о ни в чём не повинных новобрачных и их гостях), как последний мерзавец, понять невозможно.
Его возлюбленная Аня (Мария Белоненко) из бескорыстной веганки вдруг превращается в светскую львицу с амбициозным Антоном (Денис Кутузов) на поводке, а потом, внезапно родив неизвестно от кого ребёночка неизвестного полу, бросает его на руки «благородному» Роме и внезапно похудевшей Соне и отправляется чистить один из земных океанов. От чего? Почему? Придумайте объяснение сами…
Его мама Алла (Ольга Богданова), отринув ветреного Игоря (Сергей Колесников), в одночасье выходит замуж за стремительно разорвавшего путы многолетнего брака Эдуарда (Владимир Ерёмин). В 20 лет такое понять можно, но молодожёнам-то даже по установке авторов далеко за 50, а по виду и того больше.
Несуразиц и нелепиц в спектакле, разумеется, намного больше. Но все они выглядят невинными шалостями на фоне истории фронтовика Петра Ивановича, косящего под умалишённого, лишь бы не иметь ничего общего с миром своей дочери-чиновницы. Понятно, что этот совершенно вставной персонаж понадобился авторам только для того, чтобы хоть как-то обосновать появление своего опуса на сцене именно Театра Армии. Правда, легче от этого на душе не становится. А когда героиня Ольги Богдановой рассказывает о том, как в госпитале познакомились её родители и отец привёз маму к себе в родной Кишинёв в уютный домик среди цветущих деревьев и виноградных лоз в 1943 (!) году, сердце заливает жгучая волна ярости и гнева. Кишинёв был освобожден от фашистов только в 1944-м! Г-жа драматургесса этого не знала? И г-н режиссёр не удосужился проверить дату? И никому из сотрудников Центрального академического театра Российской армии (!), имеющих отношение к репетиционному процессу, это не резануло ни глаз, ни ухо? Как говорится, комментарии излишни.
P.S. К моменту написания рецензии на сайте театра было размещено 12 отзывов, и все, независимо от того, ругали его зрители или хвалили, были помечены датой 1970.01.01. Красноречиво, не правда ли?