Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 октября 2017 г.
  4. № 40 (6616) (11.10.2017)
Литература

Собиратель

11 октября 2017

Станислав Минаков. Райские отсветы в земных сумерках / эссе, статьи, и очерки о русской культуре XIX–XXI вв. Белгород издательство «КОНСТАНТА». 2017 448 с.

В одной из самых знаменитых своих книг «Чёрные доски» Владимир Солоухин признавался, что ему больше нравится исконно русское слово «собиратель», нежели широко распространённое «коллекционер». И ведь если задуматься, то есть правда в словах Солоухина. Какой-то теплотой, чем-то таким исконным веет от этого слова – «собиратель». Слишком многое в нём заложено, слишком многозначительно оно, многофункционально. Примерно такие мысли приходят на ум, когда читаешь книгу русского поэта Станислава Минакова «Райские отсветы в земных сумерках». Это эссе, статьи и очерки Минакова последних лет, собранные под одной обложкой. Довольно внушительный том (448 страниц) может и испугать неискушённого читателя, но только в том случае, если он не собирается по-настоящему читать. А стоит вчитаться – и всё становится на свои места. Минаков не перегружает свои тексты заумными терминами и второстепенной информацией, старается не повторяться даже тогда, когда пишет о сходных вещах. Излагает ясно и просто, поэтому вовсе не нужно быть специалистом, чтобы понять, о чём он пишет.

Как отмечает в предисловии сам автор, все эти материалы уже были опубликованы – в толстых журналах, в альманахах, на интернет-сайтах, а иные зачитывались в виде докладов на культурных форумах и конгрессах. При этом он уточняет: «Статьи, как правило, посвящены какому-либо событию или произведению, связанному с персонами отечественной культуры, их творчеством и биографией». И вот тут нужно внимательней присмотреться к материалам, вошедшим в книгу. Автор пишет не только о Пушкине, Достоевском, Булгакове, но и о подзабытых корифеях отечественной словесности, живописи, музыки. Вот, например, статья о замечательном поэте Языкове: «Он задвинут во второй ряд книжной полки – наш национальный гений и мастер слова Николай Языков (1803–1846), сочинениями которого восхищались Пушкин, Гоголь, Жуковский…» Читаешь и понимаешь – а ведь и впрямь Языков незаслуженно забыт. Но часто ли вы читаете статьи о Языкове, часто ли о нём вспоминают критики и литературоведы, имеют ли читатели возможность покупать в книжных новые издания этого незаурядного поэта?

Станислав Минаков именно что собирает осколки русской культуры, а не коллекционирует их. Ему важно не просто написать о чём-то в связи с памятной датой или каким-то мероприятием, а просветить читателя, рассказать ему о том, без чего невозможна настоящая Россия. Кстати, следует заметить, что сам Минаков в последние годы живёт в Белгороде. Будучи коренным харьковчанином, он вынужден был покинуть Украину, поскольку активно не принял Майдана и новой русофобской власти и теперь, в случае возвращения, может быть арестован и отдан под суд. Но что характерно – статьи о русской культуре он писал всегда, в том числе и тогда, когда на Украине было спокойнее и ничто не предвещало войны. Для него важно было оставаться русским человеком, представителем русской культуры при любых обстоятельствах.

Вот пишет он о творчестве художника Мясоедова: «Они чем-то близки, поразительно аукаются, эти два образа: странник с картины передвижника Григория Григорьевича Мясоедова «Дорога во ржи» (1881), уходящий сквозь хлеба в небесную даль, и Международная Космическая станция, парящая в безвоздушном пространстве над голубеньким земным щариком». Любопытная аналогия, не так ли? А вот о композиторе Гаврилине: «Слушаем с дочерью «Вечернюю музыку» Гаврилина – из «Перезвонов». Дочери она напоминает «райские отсветы, которые вдруг проявились в земных сумерках». Не о всякой музыке такое скажется. Несомненно, Валерий Гаврилин является выдающимся русским нацио­нальным гением… И опять зададимся вопросом: когда в последний раз мы читали статьи о творчестве таких мастеров искусства, как Мясоедов или Гаврилин? Много ли о них говорят? Да нет, они, видите ли, «не актуальны», это ведь не «художник» Павленский и не «композитор» Меладзе. Но пока есть у русской культуры такие собиратели, как Станислав Минаков, ничего не потеряно.


Тэги: Станислав Минаков
Обсудить в группе Telegram

Анастасия Ермакова

Анастасия Геннадьевна Ермакова родилась в Москв... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мой Харьков

    24.08.2022
  • Каменотёс

    10.08.2022
  • «Если будет Россия, значит, буду и я…»

    03.08.2022
  • Свобода слова по-украински

    27.07.2022
  • Так кто тут орки?

    06.07.2022
  • Гвозди без шляпок

    93 голосов
  • Так кто тут орки?

    53 голосов
  • «Они свихнулись окончательно…»

    43 голосов
  • Поэт в изгнании

    40 голосов
  • Свобода слова по-украински

    31 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Выставка Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Классики
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS