Оптимизм учёный всё же сохраняет, веря в колоссальную талантливость российского народа. И когда вернётся востребованность науки и для неё создадут нужные условия, наши люди смогут горы свернуть. Однако пока все попытки доказать властям необходимость радикального повышения государственной заботы о её развитии проваливаются.
Учёные из всех стран едут сегодня в США – там наилучшие условия для исследований, и результаты востребованы. Наука – интернациональна, но доходы от неё национальны. Оттого США и выигрывают от её достижений больше всех. Хотя и им недостаёт теперь того, что мощно двигало науку в XX веке – соревнование двух сверхдержав, ведь в любой сфере без конкуренции развитие замедляется.
Созданию новых технологий отлично послужили два наикрупнейших инновационных проекта века – Манхэттенский проект создания ядерного оружия в США и советский атомный проект, давший очень многое нашему государству, сильно повлияв на развитие науки и технологий.
Сейчас много говорят об инновациях, но тут, уверен Алфёров, надо соблюдать такую последовательность: «Сначала наука – это превращение денег в знания, потом инновации – превращение знаний в деньги». Без громадных вложений в науку не будет и результативных инноваций. Жаль, что это плохо понимают во властвующей элите.
Поднять промышленность может фундаментальная наука, которая три века развивалась в Российской академии. Но даже после 1917 года РАН не нанесли ни разу такого удара, какой случился в результате её нынешней «реформы». Теперь и институты, и лаборатории, и музеи – всё перешло к ФАНО (Федеральному агентству научных организаций), сформированному из чиновников, плохо понимающих особенности труда учёных и требующих быстрой отдачи от вложений. Хотя эффективность в науке почти всегда определяется лишь через много лет.
«У нас, чтобы получить финансирование, требуют составить и обосновать заявку. И что мне прикажете – изложить свою научную идею, чтобы её спёрли?» – грустно сыронизировал нобелевский лауреат.
Алфёров назвал себя противником реформ в образовании: «Под реформой у нас понимают слом, а надо – развивать». Результатом «реформы» РАН (ход которой стал для учёных полной неожиданностью, никто с ними и не советовался) стало, по сути, уничтожение академии. Да, она нуждалась в улучшении, требовалось и обновление кадров, но зачем же всё ломать?!
Уровень школьного образования упал: «ЕГЭ – это совсем не то. Не решена проблема нехватки учителей». Учителям надо намного больше платить. Подушевое финансирование в школах и вузах ведёт к ухудшению качества образования. В лицее Санкт-Петербургского академического университета (Алфёров – его ректор) подростки занимаются с 8-го класса, но учителя просят начать набор с 5-го класса, ибо в школах готовят слабо и ребята много теряют, а ведь это отборные учащиеся (конкурс – 15 человек на место!)
Учёный считает, что надо менять и экономическую модель общества. Может, стоит возродить Госплан – не в том виде, каким он был в последние годы СССР, а эффективный, разрабатывающий стратегическое планирование. Нужно принципиально иначе готовить специалистов для всех сфер экономики.