Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 октября 2018 г.
  4. № 41 (6662) (10.10.2018)
Библиосфера

Пейзаж донецкий с оренбургским схож...

09 октября 2018

Виталий
Молчанов. Свѣтъ:
стихотворения. – М.: ИПО «У Никитских ворот»,
2018. – 80 с.


В новый сборник известного поэта из Оренбурга Виталия Молчанова вошли стихи, написанные им в последние годы. Многие из них публиковались в «толстых» литературных журналах, альманахах, коллективных сборниках и газетах.

В предисловии к книге поэтесса Нина Ягодинцева пишет: «Вообще Виталий Молчанов – наш, русский рассказчик. Он не будет плести прихотливые восточные орнаменты говорения – даже в «восточных» своих стихах не стремится вывести прямой однозначный вывод из жизненного сюжета – просто рассказывает, просто даёт уму и сердцу цельную картину мира, не всегда всем понятную логически».

И действительно, зарисовки Молчанова могут быть совершенно простыми и незамысловатыми на первый взгляд. Но только на первый, ибо в них довольно часто имеется определённый подтекст:


Жил-был старик,

потом его не стало.

Он продавал на улице цветы –

Тюльпаны, что росли

на даче старой.

Ценители неброской красоты

Их покупали, мелочи хватало.


Но данную книгу, конечно, не назовёшь исключительно философской. Не будем забывать, что Молчанов всё-таки лирик. И лирика удаётся ему, пожалуй, лучше всего. Это вовсе не означает, что в других жанрах он пишет хуже. Просто как-то так получается, что Молчанов-человек (если отделить его от Молчанова-поэта) лучше всего просматривается в лирических стихах:


Задёрнуты шторы,

закрыты глаза.

Предчувствие нави.

Под камнем замшелым

кружит стрекоза.

Прогнать ли, оставить

Её в смутном сне? Он, похоже, и сам

Недолго продлится.

Послушные вызову, как по часам,

Являются лица…


При этом у него, конечно, как у любого поэта, есть своя гражданская позиция. Выражаемая отнюдь не шершавым языком плаката. Если Блок называл Русь своей женою, то для Молчанова это просто девчонка, юная, задорная, красивая:


Колёса жизни мчатся сквозь года

На скорости, непостижимой мозгом.

Моя Россия вечно молода –

Девчонка в сарафанчике неброском.

Есть в книге и более жёсткие вещи гражданской тематики. Например, поэма «Донецк», в которой описываются реалии войны и борьбы за Русский Мир:


Пейзаж донецкий

с оренбургским схож.

Всё степь да степь…

А тракт похож на нож,

Нацеленный Донецку

прямо в сердце.

– Враг был отброшен,

сломлен и разбит!

Окраины трясёт,

а центр дрожит, –

Вдавил педаль шофёр

тяжёлым берцем.


В этих строках – горькая правда новейшей истории. Та правда, мимо которой серьёзный поэт пройти не может. Бывает так, что литератор, выдающий себя за бунтаря, не подтверждает это ни словом, ни делом, старательно избегает «неудобных» тем и «крамольных» вопросов, пытается абсолютно всем нравиться и со всеми ладить. Но имидж нонконформиста при этом каким-то образом зарабатывает. А вот Молчанов никогда в бунтари не рвался, однако о Донбассе написал, нисколько не думая о последствиях и негативной реакции «прогрессивной общественности». Для него главное – истина, а не отклики собратьев по литературному цеху. А настоящая поэзия только так и создаётся.

Сергей Астахов

Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Издатели России к юбилею

    07.05.2025
  • Под мраморным одеялом

    01.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Ищущий нравственность

    612 голосов
  • Необъявленные войны

    286 голосов
  • Вечность таланта

    217 голосов
  • Пролетая над пропастью во ржи

    187 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS