Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 октября 2014 г.
  4. № 42 (6484) (29.10.2014)

Вес души

29 октября 2014

Нателла Лалабекян. Две жизни. – М.: Художественная литература, 2014. – 240 с. – 1000 экз.

«Русский мир» в наши дни настолько многогранен, что выработать определение этого понятия с помощью географических и лингвистических терминов куда легче, чем с использованием категорий духовных. Но они-то, пожалуй, и остаются теми невидимыми скрепами, которые объединяют русских людей и людей других наций и национальностей воедино на базе русского языка и литературы, великого наследия русской культуры, где бы они ни жили.

Последний тому пример – изданная в издательстве «Художественная литература» книга Нателлы Лалабекян «Две жизни». Нателла родилась в Армении, но когда ей было три года, семья переехала из Еревана в Москву. В семье стали говорить на двух языках – на армянском и русском. А затем они переместились на постоянное жительство в США, и семья заговорила на трёх языках – прибавился английский. Многие в таких случаях забывают родные языки и полностью интегрируются в заокеанскую цивилизацию. Нателла её не отрицает, но не воспринимает ту ненасытность человека эры интернета, которая делает современную цивилизацию бездуховной, и не только в Америке.

В своё время американский медик и биолог Дункан Макдугалл пытался взвесить массу, которую теряет человек, когда душа оставляет его при смерти. В стихотворении «Ненасытность» Нателла, вспоминая об этом, по-своему восстаёт против того рационального мира, где можно назвать цену всему и даже определить вес души в граммах (по Макдугаллу, около 20 граммов). Конечно же, душа человеческая куда весомее, и это Нателла доказывает каждой своей строчкой.

Она пишет стихи с шестнадцати лет. И в основном – на русском. Даже в Америке одновременно училась в Южнокалифорнийском университете на двух факультетах – искусствоведческом и филологическом отделении русского языка и литературы. Она объясняет это желанием сохранить связь со своим прошлым и русской культурой. Теперь, когда границы открыты, связь с Россией и Арменией для неё стала нормой. В Армении вышли три книги её стихов – и все на русском языке. Самой серьёзной её наставницей в русской словесности стала замечательная наша поэтесса Римма Казакова. Именно по её рекомендации Нателла поступила на заочное отделение Литературного института имени Горького. Нателла стремилась стать профессиональным писателем не потому, что собиралась обеспечить себе таким образом средства к существованию. Во-первых, в наш век даже классики бедствуют, а во-вторых, она в этом не нуждалась. Безбедное существование, однако, не означает беспроблемное. Духовные метания, в которые вовлекли Нателлу одновременно и жизнь, и литература, нашли своё отражение и в её стихах, и в прозе. В поиске своих национальных и духовных корней Нателла обращается к различным жанрам и стилям. Её рассказ «Зангезурская бабушка» – это классический нарратив, в то время как в сказке «Мальчик и звёздочка» она работает в той же изящной манере, что и Антуан Сент-Экзюпери. Нателла одинаково мастерски владеет классическим стихом и свободным, прозой и стихом в прозе. Она пристально всматривается в жизнь и окружающих её людей как поэтесса и как мыслитель, оставаясь при этом прежде всего женщиной, страстной, любящей и стремящейся понять, что же движет живыми существами в этом мире – от птицы до человека. Собственно, её книга «Две жизни» как раз об этом.

Владимир ЧИРКОВ


11-2-42.jpgНателла Лалабекян


Две жизни

Америка, Россия, континенты.
Две жизни прожиты, не найдены ответы.
Та, что сначала, – та осталась где-то,
Та, что в конце, – у той начала нету.
Две жизни, что в одну судьбу одеты.
В одной душе – расколотость планеты.
Две жизни и на каждую – полсвета.
Две жизни – дар или проклятье это?

Покой

Я пойду в свой родительский дом,
Где начало начал моих зримо.
Я не часто хожу здесь пешком,
Проезжаю рассеянно мимо.
Но пройду в этот раз напрямик,
Вдоль заборов пойду по асфальту
И вернусь в своё детство на миг,
Забывая о взрослых стандартах.
Будет мама поить и кормить
Свою тонкую, хрупкую дочку,
И так просто покажется жить,
И так радостно складывать строчку.
И опять, как когда-то давно,
Смысл явлений мне станет понятен.
И с Вселенною я заодно,
И твоих мне не нужно объятий...


* * *

Ничего ему не скажешь,
Попрощаешься, уйдёшь,
Память в узелок завяжешь,
Дочке песню напоёшь,
Сыну почитаешь сказки,
Мать порадуешь письмом,
Мол, соскучилась по ласке,
Остальное всё путём.
Но о том, что наболело,
Не расскажешь никому.
Если сердце охладело,
Объясненья ни к чему.
Если любит – сам всё скажет,
Нет – так Бог с ним, пусть идёт,
Пусть ему другая вяжет
Свитер, стоя у ворот.


Ненасытность

Ненасытность – злей проблемы этой
Нет для человека ничего.
Сети лжи и сети интернета
Спеленали накрепко его.

Он блуждает до изнеможенья
В дебрях переменчивых программ,
Вес его души со дня рожденья –
Нетто! – это только двадцать грамм.

Так зачем он ненасытен к пище,
Безогляден в тратах на питьё,
Ненасытно новой страсти ищет –
Дескать, всё, что рядом, – всё моё.

Диетологи всё круче, всё дороже.
Психотерапевты нарасхват.
Двадцать грамм души болят, тревожат,
В горле комом у людей стоят.

Не земной бы пищи ей – небесной,
Малости, что мы душой зовём,
Мы в не той сети ей ищем место
И не те программы создаём.

Ненасытность – вот проблема века.
Ненасытность, спешка, суета.
Выбор, как всегда, за человеком.
Брутто, нетто – истина проста.

Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS