Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 октября 2020 г.
  4. № 42 (6757) (21.10.2020)
Литература

Неважно, каких мы родов и племён

22 октября исполнилось бы 85 лет поэту Борису Олейнику

21 октября 2020

Личность этого человека, ставшего заметной фигурой национальной украинской, всей советской да и мировой литературы ещё при жизни, выходит за рамки его поэтического творчества. Борис Ильич Олейник (1935-2017) проявил себя в разных сферах человеческой деятельности, начиная с редактирования литературных журналов и заканчивая большой политикой.

Борис Олейник был глубоким философом, выдвинувшим собственное оригинальное понимание как жизни отдельного человека, так и украинской нации и украинского национального государства. Не будет, думаю, большим преувеличением сказать, что ему удалось сформулировать философские основы украинской национальной жизни. Они заметно отличаются от того «продукта», который упорно продвигает новая украинская государственно-политическая элита, и отнюдь не только тем, что воплощены в высоко качественной художественной форме. Важнее отличия содержательного плана. Их немало, многие принципиальны. Основы Олейника прочно укоренены в действительных, а не мнимых украинских национальных интересах, причём как материальных, так и духовных. Категория «душа нации» для поэта – не пустой звук.

Поэт не берёт ни эти интересы, ни эту философию с потолка. Не пользуясь чужими подсказками, он выводит их из национальной традиции, к которой всегда относился очень внимательно и бережно. Сам Борис Олейник вырос и расцвёл именно на прочном и богатом фундаменте традиции – украинской, украинской советской, советской, мировой, – о чём не раз и не два говорил. Увы, его собственная традиция как элемент традиции общей сегодня продолжения не получает. Высокое качество и особую значимость творчества и творческого наследия поэта никто на Украине в открытую вроде не отрицает. Но, к большому сожалению, и не культивирует. О нём просто молчат. Убивая молчанием.

В философской системе Бориса Олейника реперными точками служат такие категории, как свобода, верность, прочная дружба с друзьями, отказ от дружбы с врагами, любовь – к матери, жене, детям, к Родине. Если говорить о категории верности, то её автор поэмы «Трубит Трубеж» трактует весьма широко. Тут верность и роду, и народу, и его исторической памяти, и заветам дедов и отцов, и многое другое. Один из вариантов верности и одновременно один из главных постулатов национальной философии Олейника – это верность украинско-российским узам дружбы, сотрудничества, культурной близости, цивилизационного родства. И шире – узам украинско-славянским, особенно тем славянским, в которых есть православное начало. Поэт глубоко национален и патриотичен, однако его национальная сознательность и патриотизм позитивны, самодостаточны. Они не предполагают ненависти к кому-то другому, ксенофобии, русофобии. Непотизм современных патриотов Олейнику всегда был глубоко чужд и отвратителен.

Позитивен не только патриотизм поэта, позитивна вся его жизненная философия. Позитивна и созидательна. Всей своей сущностью, всем строем нацелена не на разрушение, а на творение чего-то нового, хорошего, светлого. Такого, чьё появление действительно стоило бы встречать салютами и фейерверками, о которых он упоминает в стихотворении «Гуляет панство», правда, с критической, осуждающей интонацией, вытекающей из понимания того, что в этом случае «огненное» праздничное сопровождение вступает в прямое противоречие с крайне непраздничным положением страны и людей.

Несмотря на глубину и целостность философской концепции поэта, произведений, которые можно было бы целиком и полностью отнести к философской лирике, у него не так уж много. Умозаключения и реплики, заточенные на выявление и представление средствами художественного слова наиболее общих законов и закономерностей существования человека, общества, человечества, при этом присутствуют в его текстах независимо от их жанрово-видовой принадлежности. Индивидуальный стиль Олейника таков, что философские мотивы и нотки звучат у него даже в самых интимно-лирических стихотворениях.

Не ошибусь, думаю, если предположу, что истоки сосредоточенности Олейника на философском восприятии и отображении действительности следует искать в сельской культуре Центральной Украины, из которой он вышел и духовную связь с которой не утратил до последних дней. Впрочем, выйдя из сельской культуры, поэт пошёл дальше, намного дальше. Его индивидуальное «село» разрослось со временем без преувеличения до масштабов Вселенной, вобрав множество самых различных явлений. Индивидуальных, региональных, национальных, общечеловеческих.

Давайте читать и перечитывать Бориса Олейника. На собственном опыте убедился: каждое новое прочтение хорошо известных, казалось бы, его произведений способно открыть какие-то незамеченные прежде моменты в их идейно-образном содержании. Особенно если речь идёт о философии.


Гуляет панство

Во время люте…
Т.Г. Шевченко

Над Украиною «во время люте»,
Когда старик, чья молодость – война,
Сбывает с голодухи ордена, –
Такие иногда гремят салюты,
Ну впрямь чуму встречает сатана!
Под свист ракеты, треск петарды бойкой,
Зажатый фейерверками в кольцо,
Седой учитель тихо над помойкой
Склонился, пряча очи и лицо.

А новые владельцы Украины
Жируют разудало день-деньской!
И в чашах яро багровеют вина:
Гуляет панство… на крови людской.

***

А ну, срывай «московской» янычарке
Головку с плеч, коль так заведено!
Так что, коллеги, опрокинем чарки

За то, что живы были вы давно?
За пятой мы оплачем Украину,
Устроим спор-грызню за булаву
И спишем все невзгоды и руины
На клятых инородцев и Москву.

Шутихи в небе рвутся звездопадом,
Да пушки бьют на киевских горбах,
И под весёлый грохот канонады
Все, кто полёг в атаках и блокадах,
Перевернулись в собственных гробах.

Глядит толпа, не понимая сути,
В глазах вопрос колышется едва:
Так чей же праздник отражён в салюте
Над Украиною «во время люте»?..
Молчит в ответ забвения трава,
Земля в косынке чёрной – как вдова.

Как быть нам, люди?

Славянам

Словно огненный штык, позабыв милосердье,
Солнце круто врубилось в боснийский гранит.
Причащаются сербы. Прощаются сербы –
От ребёнка до старца… А небо гремит.

В чёрных ризах отцов. В белом инее боли…
Память тяжко идёт сквозь огни и мечи
Через столько столетий на Косовом поле,
Где над сербской печалью рыдают сычи.

Брат мой серб… Ты опять в одиночестве брошен,
Средь двадцатого века на смертной меже,
И ордынское племя сегодня всё то же –
Лишь «фантомы» Взамен искривлённых ножей.

Эй, очнёмся, все братья по вере державной!
Что за важность, каких мы родов и племён:
Сатана замахнулся на мир православный,
На чертоги и храмы великих времён!

Так ударим же в колокол – мощно, усердно,
Созывая славянскую нашу семью:
Если мы не спасём от погибели сербов –
Мы погубим и совесть, и память свою.

Перевод Евгения Нефёдова (1946–2010)


Тэги: Павел Рудяков
Обсудить в группе Telegram

Павел Рудяков

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Утнасун

    08.05.2025
  • Пара строк, записанных в блокнот

    08.05.2025
  • C зонтиком против урагана

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS