Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 октября 2013 г.
  4. № 43 (6436) (30.10.2013)
Искусство Колумнисты

«Никакого покоя…»

30 октября 2013

Опять приезжал Мирослав Култышев. Солист Санкт-Петербургского Дома музыки с завидной регулярностью навещает Москву. Со стен зала Чайковского сияла его щедрая мефистофельски-донкихотская улыбка, обещавшая неожиданности, коих в каждом его выступлении предостаточно. Но справедливости ради надо заметить, что Култышев – серьёзный пианист и всякий раз в этом убеждает. Исполнялся Концерт № 2 П.И. Чайковского. Государственным академическим симфоническим оркестром имени Е.Ф. Светланова дирижировал народный артист России С. Ролдугин. Концерт, как известно, позволяет солисту в полной мере проявить себя. Пётр Ильич Чайковский, работая над ним, скорее всего, подразумевал и возможности первого исполнителя концерта Сергея Ивановича Танеева. Но это мои домыслы. Мирослав Култышев уже в виртуозном и замечательно сыгранном аллегро в первой части вселил в слушателей уверенность в собственных возможностях и не разочаровал до блестящего «восклицательного» финала. Всё было исполнено с хорошим вкусом и превосходными техническими умениями.

8-4-43.jpgНаверное, слово «уверенность» неудачно и не в полной мере передаёт то состояние слушателя, когда с первыми звуками вдруг что-то проясняется и наступает полное доверие к исполнителю. Или не наступает. И изменить что-либо в этих интуитивных реакциях невозможно.

Лучшие фортепианные вечера октября, на мой взгляд, связанные с именем замечательного австрийского пианиста Рудольфа Бухбиндера (íà ôîòî), подтверждают это. Бухбиндер хорошо знаком московским меломанам. Что мне в нём нравится – мало считается с комментариями к своим выступлениям и продолжает действовать так, как считает нужным. В зале Чайковского два вечера играл все концерты Бетховена. Затея смелая. Помогал ему в осуществлении замысла Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова. Дирижировал сам. Какое удовольствие не только слушать этого замечательного музыканта, но и наблюдать его за инструментом. Тихий рояль. Хотя специально ничего для этого не делается. Какой-то «одомашненный» Бетховен. Вообще впечатление камерности. Играют будто бы только для тебя. Особенно покоряет умение передать философские, интеллектуальные моменты сочинений. Какая-то мудрость присутствует в зале. Подлинная, глубокая и покоряющая музыкальность во всём его облике на сцене: в поразительно чистом и красивом звуке, удивительном и впечатляющем прочтении Бетховена, простоте манер и «уютном» дирижировании. Бухбиндер предстаёт и философом, и исследователем, но прежде всего талантливейшим интерпретатором великого Бетховена. У него он велик. У меня осталось особое впечатление от исполнения Концертов № 2 и № 4. Второй Концерт связан, как известно, с первым публичным выступлением Бетховена как пианиста-виртуоза, а Четвёртый – с последним. Мне показалось, что эти документальные свидетельства тоже были нужны Рудольфу Бухбиндеру в этот вечер.

Случайно забрёл на концерт Уральского академического филармонического оркестра под управлением английского дирижёра и композитора Бенджамина Эллина. В Екатеринбурге проходил Второй Международный музыкальный фестиваль «Евразия». Там Эллин и играл с первым тромбонистом Нью-Йоркского филармонического оркестра Джозефом Алесси свой собственный Концерт. Потрясающее впечатление. Была возможность послушать неизвестные, мне по крайней мере, сочинения не только Эллина, но и Эдварда Элгара, Бенджамина Бриттена, Джеймса Макмиллана.

8-5-43.jpgВ зале Чайковского и в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского вспоминали Зорю Шихмурзаеву (на фото). Известной российской скрипачке, профессору Московской консерватории в этот день исполнилось бы 80 лет. Трогательные концерты. Дети и внуки Зори Шихмурзаевой сами, безо всяких ректоров и директоров, учинили замечательный праздник. Жанна Дозорцева вспомнила свои встречи с Шихмурзаевой, многие из её знакомых и почитателей присутствовали в зале. На сцене, где много раз выступала сама Зареус Усмановна, играли самые близкие ей люди. Первой представила замечательную музыкальную династию внучка – Мишель Бушкова. Она учится только в третьем классе ЦМШ, но заявила вполне серьёзные претензии. Обнаружила явное удовольствие от аплодисментов Большого зала и преподнесённых цветов. Первое публичное выступление с оркестром. Когда-нибудь будет вспоминать этот день. В концерте принял участие Государственный камерный оркестр Республики Беларусь. Художественный руководитель – Евгений Бушков. Выступили дочь скрипачки – Юлия Бушкова, живущая ныне в США, и внук – Марк Бушков из Бельгии. Марк только что отмечен званием лауреата престижнейшего европейского конкурса королевы Елизаветы. Играли и соло, и ансамблем. Прозвучали произведения Пуччини, Берио, Массне, Чайковского, Венявского, Сен-Санса, Вивальди, Грига.


Тэги: Семь нот
Обсудить в группе Telegram

Юрий Данилин

Заместитель главного редактора “Литературной га... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В ожидании музыки

    21.09.2022
  • Концертный век

    07.09.2021
  • Победившая ГУЛАГ

    13.04.2021
  • Свет памяти

    11.11.2020
  • В поисках внутреннего голоса

    25.09.2018
  • В ожидании музыки

    149 голосов
  • Свет памяти

    18 голосов
  • Победившая ГУЛАГ

    18 голосов
  • Идиллии зимы

    15 голосов
  • Вспоминая Веру Лотар…

    11 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS