Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 октября 2018 г.
  4. № 43 (6664) (24.10.2018)
Общество

Смертельные игры

Каковы уроки керченской трагедии?

23 октября 2018

То, что сотворил Владислав Росляков в Керчи, безусловно, страшно. Но на этом история едва ли закончилась. И вот почему…

Психов-одиночек всегда хватало. И маньяки – отнюдь не редкость в истории человечества. Так уж повелось со времён Ломброзо, что мы представляем преступников обычно уродливыми и непривлекательными. Взгляните на фотографии Чикатило – ну это же просто дегенерат, с которым не возникнет желания общаться, даже если и не знаешь о его деяниях. Всё резко изменилось в 1999 году, когда двое обычных американских парней Эрик Харрис и Дилан Клиболд напали на школу Колумбайн, в которой и учились в старших классах.

Итогом нападения Харриса и Клиболда стали 13 убитых и 23 раненых. Сами нападавшие застрелились. Не так уж и много, если считать по числу жертв. Но именно этот расстрел стал знаковым, к которому тянутся нити последующих аналогичных акций. Через восемь лет сей «подвиг» повторил студент из Южной Кореи Чо Сын Хи, который застрелил в Виргинском политехническом институте 32 человека и ещё 40 ранил. Чо Сын Хи восхищался Харрисом и Клиболдом и мечтал сотворить что-то подобное. Как видим, ему удалось даже превзойти своих «учителей», хотя азиатская физиономия и происхождение всё же не позволили Чо Сын Хи стать «звездой первой величины» в англосаксонском мире.

21-стрелялка.jpg

«Героев» Колумбайна копировали во многих странах мира – и в самих США (помимо Чо Сын Хи), и в Германии, и в Финляндии, и в Японии. В соцсетях царит настоящий культ Харриса и Клиболда, которые представляются борцами за справедливость. Естественно, в такой ситуации число их последователей должно только расти. Так, например, исследование ABC News 2014 года убеждает, что имело место «по меньшей мере 17 нападений и ещё 36 предполагаемых заговоров или серьёзных угроз в отношении школ, которые могут быть связаны с резнёй в 1999 году». А исследование CNN 2015 года говорит о более 40 молодых людях, обвиняемых в заговорах «в стиле Колумбайн». Конечно, все эти цифры требуют проверки и перепроверки, но общая картина вырисовывается достаточно отчётливо.

Чем же оказались привлекательны Эрик Харрис и Дилан Клиболд? Прежде всего они были фотогеничны и с удовольствием прохаживались с оружием перед камерами во время расстрела в «Колумбайне», прекрасно понимая, что потом эти кадры разлетятся по всему миру. Они не были похожи на классических преступников, производили впечатление людей, которых «просто довели». Ну и, конечно, они всячески давили на жалость. Разумеется, в молодёжной субкультуре эти ребята сразу прослыли защитниками «угнетённых и травимых», которые, дескать, сумели отомстить своим обидчикам и «всему этому миру». А ещё они были фанатами известной компьютерной игры-стрелялки Doom.

И вот тут мы возвращаемся к Владиславу Рослякову. Почему-то немногие акцентируют внимание на том обстоятельстве, что парень был геймером и мог сутками сидеть за компьютером, сражаясь с виртуальными врагами. Для большинства подростков такие игры – обычное развлечение. Однако для социопатов они становятся не просто отдушиной, но и даже некой параллельной реальностью, замещающей им настоящую жизнь. Ведь Харрис и Клиболд не просто играли в Doom, с удовольствием расстреливая монстров, но и создавали свои уровни этой игры, полностью в неё погрузившись. Вполне естественно, что им было довольно сложно завести друзей, больше интересовавшихся вечеринками, спортом или отдыхом на природе.

Некоторые «эксперты» просто не понимают действий Рослякова, когда, например, на видеокадрах он идёт по коридору и стреляет в огнетушитель. Или когда он входит в компьютерный класс и расстреливает мониторы. Они считают это проявлением его неадекватности, ярости и безумия. На самом деле тут всё очень просто – это элемент обычной компьютерной бродилки-стрелялки. Кто играл – тот знает, что там, в паузах между сражениями, можно пострелять по офисной мебели, по шкафам, по мониторам, по аппарату с газировкой, по тем же самым огнетушителям. Росляков просто играл в игру, перенесённую из виртуала в реал. И играл достаточно увлечённо, как можно видеть.

При этом Росляков явно копировал Эрика Харриса – берцы, чёрные брюки (джинсы), белая футболка, правая рука в перчатке. Копировал он события в Колумбайне ещё и в том, что изготовил и применил самодельные взрывные устройства. Вот заполучить нарезное оружие не удалось, но он вполне легально приобрёл гладкоствольное, которое при применении на близком расстоянии даже эффективнее нарезного. Совершенно нелепы упрёки в адрес продавцов – почему те не спросили, зачем ему 150 патронов? Любой стрелок-практик скажет вам, что за одну тренировку использует столько же, а то и больше. Чего ж продавцам было удивляться и мучить покупателя глупыми вопросами – ну купил человек первое ружьё, хочется ему пострелять…

Несколько дней уже читаю совершенно фантастические версии о неких таинственных силах, об укроДРГ, о каких-то наёмниках из США, которые якобы провернули дело в Керчи и подбросили в колледж тело уже мёртвого Рослякова. Увы, в реальности всё проще и жёстче. Никаких ДРГ и спецслужб там не было. Парень пошёл проторенной дорожкой легендарных убийц и, к сожалению, осуществил задуманное. Интернетные вопли домохозяек о том, что турецкое помповое ружьё Hatsan плохо стреляет (довольно надёжное ружьё, кстати. – И.П.), что не--опытный Росляков не мог так метко палить картечью из дробовика, отметаем напрочь. Это их домохозяйские дела, и пусть себе трещат и конспирологируют за кухонной плитой сколько влезет. А на видеокадрах всё предельно чётко и однозначно. К великому сожалению.

Я с этого начал, этим и закончу. С чувства страха. Страшно то, что у Рослякова обязательно будут последователи, как у парней из Колумбайна, которым вот уже почти 20 лет посвящают стихи и песни. Владислав не был хромым, кривым или горбатым. Это был простой парень, даже симпатичный, который вполне мог бы сниматься в молодёжных сериалах, играть в самодеятельном театре, завести себе смазливую подружку. Но он выбрал другой путь и вошёл в «пантеон мучеников» – вместе с Эриком Харрисом, Диланом Клиболдом, Чо Сын Хи и прочими молодыми убийцами. Теперь его имя будет регулярно всплывать в закрытых чатах, где обиженные жизнью и сверстниками подростки обсуждают своё бытие, строят планы мести миру и воздают хвалу мёртвым кумирам. Где и когда очередной юный не--адекват вспомнит о Рослякове и решит последовать его примеру – мы не знаем. Но к этому надо быть готовыми.

Игорь Панин

Тэги: Игорь Панин
Обсудить в группе Telegram

Игорь Панин


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Буханка» для Донбасса»

    30.08.2022
  • Когда не нужны дипломы

    20.07.2022
  • Не львиная доля

    23.02.2022
  • Полвека с оружием

    29.12.2021
  • «Талантливый, пристрастный человек, добрый друг, яркий поэт...»

    13.07.2021
  • Тайны медвежьего царства

    65 голосов
  • Стихи, дороги, облака...

    50 голосов
  • Заговаривающий смерть

    49 голосов
  • Издатель. Филантроп. Охотник

    49 голосов
  • Знавший себе цену

    48 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS