Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 октября 2019 г.
  4. № 43 (6710) (23.10.2019)
Литература Мнение

Пытка любовью

Виктор Ерофеев – о роковых женщинах «по-достоевски»

23 октября 2019

7 октября в библиотеке искусств им. А.П. Боголюбова собрались ценители творчества Достоев­ского. Основной темой лекции известного писателя и литерату­роведа Виктора Ерофеева стала любовь в жизни и творчестве автора «Белых ночей» и «Братьев Карамазовых».


Рассказу о первой жене писателя, несчастной Марии Дмитриевне, скон­чавшейся в 39 лет от чахотки, Виктор Ерофеев уделил совсем немного вре­мени и внимания. Не она стала роко­вой женщиной для Достоевского.

В сердце женатого Фёдора Михай­ловича, уже зрелого мужчины и маститого писателя, вторглась совсем ещё юная девушка, Полина Суслова. Его восторгала эта высокая, коротко стриженная страстная ниги­листка с пронзительными глазами. Именно она впоследствии стала про­тотипом Полины в «Игроке» и Наста­сьи Филипповны в «Идиоте».

Писатель страшно страдал, разры­ваясь между больной женой и новым, невероятно сильным увлечением, с которым он не мог совладать. В ито­ге страстная любовь к Полине Сусло­вой, ставшей для Достоевского поис­тине «la femme fatale», взяла верх. По словам Виктора Ерофеева, Суслова «была тем самым молотом, который разбил жизнь Достоевского».

Роковая женщина ставит муж­чину в безвыходное положение, делает его зависимым от себя. Так случилось и с классиком. В запла­нированное путешествие по Европе Полина отправилась раньше самого писателя, вынужденного задержать­ся в Санкт-Петербурге по рабочим делам. Приехав же через некото­рое время в Париж, он получил от возлюбленной письмо, в котором сообщалось, что он опоздал. Поли­на повстречала мужчину, который стал роковым для неё. Испанский студент-медик Рауль полностью заместил в её сердце Достоевско­го. А для Рауля Полина была лишь развлечением, которое быстро ему наскучило. Суслова вернулась к сво­ему бывшему избраннику, и они вместе отправились в поездку по Италии. Это путешествие стало для великого человека великой трагеди­ей. По-прежнему любя Полину неж­но и страстно, Фёдор Михайлович тяжело переносил её охлаждение к нему и, не обращая внимания на своё унизительное положение, уте­шал любимую женщину.

Эта любовь была пыткой, неверо­ятным мучением, но также и неис­сякаемым источником вдохнове­ния, энергетическим «топливом» для литературного творчества. Даже после формального расставания переписка Достоевского и Сусловой продолжалась.

О любви Достоевский пишет ост­ро, нервно, возбуждённо; он дер­жит читателя на пике психическо­го напряжения, и всё это во многом благодаря сильному увлечению Сус­ловой.

Завершая своё повествование, Вик­тор Ерофеев резюмировал: «Роковая женщина – понятие субъективное. Характер здесь не обязателен». Он также напомнил тем, кто стремится стать «женщиной-вамп», что Эрос и Танатос ходят рядом и однажды могут настолько сблизиться, что их встреча окажется неминуемой.

Дарья Чижова

Тэги: Достоевский Дарья Чижова Любовь Виктор Ерофеев
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В трех измерениях

    20.11.2022
  • «Пассаж в Пассаже»

    04.11.2022
  • Вершину покоряли не зря

    18.07.2022
  • Достоевский и Федоров – диалог мыслителей

    22.04.2022
  • Оплаканный грех

    19.01.2022
  • Оплаканный грех

    107 голосов
  • Пластиковые женщины, картонные мужчины

    46 голосов
  • Пора прислушаться

    42 голосов
  • Игры прохиндеев

    33 голосов
  • Двойной удар Достоевского

    30 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS