Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 октября 2020 г.
  4. № 43 (6758) (28.10.2020)
Культура Телеведение

Классики и нигилисты

Недавний выпуск программы «Агора» назывался «Синтез искусств как форма художественного высказывания»

28 октября 2020

Когда звучат слова «синтез» и «искусство», на ум приходит их прикладной смысл. Возьмём, к примеру, шёлк. Он бывает трёх видов: натуральный, искусственный и синтетический. Над созданием первого трудятся гусеницы шелкопряда, второй вид получают путём химического воздействия на древесину (вискозный шёлк). В третьем виде нет ни на йоту ни природного, ни натурального – это продукт, получаемый в результате взаимодействия кислот, щелочей и искусственных смол. Понятное дело, что первый, натуральный продукт, самый дорогой.

Нечто подобное можно заметить и в культуре. Николай Цискаридзе, один из участников ток-шоу, верно заметил, что спектакль, получивший «Маску-шмаску», о котором критики восторженно кричат, собирает в лучшем случае половину зала. Да и в этой половине 80% сидят уткнувшись в смартфоны. А, к примеру, балет «Спартак» Большого театра, более 50 лет вывозимый за рубеж, несмотря на негатив со стороны идеологически ангажированных критиков, собирает полные залы из года в год. Почему? Потому что он сделан «как надо», с соблюдением требований классического балета. Исходя из этого, Цискаридзе сформулировал тезис: «Человек, как потребитель искусств, хочет получать удовольствие». Сравнение зрителя с потребителем не понравилось ведущему Михаилу Швыдкому и Алексею Варламову (писателю, ректору Литературного института) – думается, задело лишь слово «потребитель», которое ныне токсично. Но и только: суть-то остаётся верной.

Похожую точку зрения на междисциплинарность (новый термин) искусств высказал и режиссёр Павел Брюн после просмотра того же спектакля: «Я был ошарашен, но не был тронут!» – действительно, как ни крути ноль, из него не получится единица. Сколько не синтезируй жанры искусств, но нужно думать о зрителе, ему должно быть не только интересно, но и познавательно: «Человек хочет опыта, и синтез – это не навал».

«Молодая милая барышня» (так отозвался ведущий о театральной художнице Марии Трегубовой) поддержала «стариков» Брюна, Цискаридзе и Варламова, сказав примечательную фразу: «Надо иметь смелость сделать консервативный спектакль». Цискаридзе уточнил: «Сделать как надо, а не консервативно».

Далее он рассказал, как выглядит ныне монолог Гамлета: «Гамлет произносит: «Быть». Потом расстёгивает ширинку, облегчается и продолжает: «Или не быть?» – можно догадаться, какую постановку трагедии Шекспира он имел в виду».

Николай Цискаридзе понимает синтез как творческую общность взглядов режиссёра, актёров, театрального художника, композитора, а не как междисциплинарность.

Со «стариками», воспитанными на традициях классической эстетики, всё ясно, но они деликатно молчали, когда слово взяла куратор современного искусства Катя Бочавар, директор государственной галереи «ГРАУНД-Солянка» (ГРАУНД – Государственный районный артистический университет независимых дарований). Она с некоторым вызовом уточнила, что является директором государственного учреждения, но делает только то, «что Я хочу!». Михаил Швыдкой её слегка поддел: «На государственные деньги? А государственное задание?»

О Кате немного поподробнее. Она родилась в Москве, окончила столичный текстильный институт по дизайну тканей, уехала в США, прожила в НьюЙорке 15 лет и вернулась в Москву передавать опыт современного искусства русской публике. Себя она позиционирует дизайнером, режиссёром, художником, архитектором выставочных пространств, куратором современного искусства. Уточню, что это такое искусство (хочется взять это слово в кавычки), где демонстрируются инсталляции из унитазов, прокладок, проволок и прочих бытовых предметов со «сложным смыслом», недоступным каждому. Вспоминается Марат Гельман со своими красными человечками без головы, рыбой на трёх ногах, кучей дров в виде буквы «П» (которую местные жители пытаются поджечь) и обгрызанным кирпичным яблоком в Перми. На эти художества и заработную плату Гельману пермский областной бюджет истратил два миллиарда рублей. Чтобы заткнуть дыру в бюджете, сократили 42% работников «несовременной» культуры, закрыли 197 библиотек.

Пришлось покопаться в Сети, чтобы разобраться в Катином «антитеатре, антиспектаклях» и прочих «анти-», столь характерных для нигилистов.

Нашёл отзывы зрителей: «Светомузыка в туалете – единственное, что я запомнила и что мне было в какой-то степени приятно во всей галерее». Или: «Висят три проволочки в пространстве и тому подобная ерунда. Но, может, кому-то по вкусу такое…» и «Выставка странная. Психоделика какая-то… В полутёмном зале можно сесть на чёрный кожаный диван и под странные напевы улететь в третье измерение». Катя Бочавар гордится тем, что в галерее есть школа по подготовке гидов-экскурсоводов, которые объясняют смысл увиденного (?!). То есть задача одна: манипулировать сознанием молодых, увести зрителей в мир грёз, ложных идей, сформировать завышенное самомнение – вид трёх проволочек дилетанту подсказывает, что так и он может сделать.

Но вернёмся к ток-шоу. Катя подводит некоторый итог своей работы: «Искусство – это территория свободного человека. Важно попасть в сюжет современной жизни». Сегодня попадёт, а завтра? Классика потому и вечна, что не зависит от времени, она актуальна всегда и понятна всем. Конечно, нет правил без исключений.

Начиная передачу, ведущий привёл выдержку из письма психиатра Фрейда Эйнштейну: «Единственное, что может остановить войну, – это культура». От себя Михаил Швыдкой добавил: «Чем больше искусства, тем меньше войн». Думается всё-таки, что дело не только в количестве, но и в качестве. Современное искусство, представляемое Катей Бочавар, Маратом Гельманом, Григорием Потоцким (скульптура Есенина – падшего ангела) вряд ли способно «остановить войну».

Тэги: Михаил Чижов Полемика Алексей Варламов Михаил Швыдкой Марат Гельман Агора
Обсудить в группе Telegram

Михаил Чижов

Михаил Павлович Чижов — член союза писат... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Беспризорные картины

    15.06.2022
  • Кто он, Пётр Первый?

    08.06.2022
  • Красная палатка как сигнал бедствия

    19.01.2022
  • Бульдозером по истории

    12.01.2022
  • Исповедь народа

    15.12.2021
  • Не люблю иллюзий!

    174 голосов
  • Наша грозная башня

    77 голосов
  • Невозможное возможно

    74 голосов
  • Что хотел сказать Серебряков?

    68 голосов
  • Лев Толстой и все, все, все

    60 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS