Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 октября 2020 г.
  4. № 43 (6758) (28.10.2020)
Многоязыкая лира России Спецпроекты ЛГ

Привычка к одиночеству

Сколько бы ни хвалили электронные книги, радость от выхода настоящей, бумажной – у автора не отнять

28 октября 2020

У Андрея Артёмова, автора, родившегося в Мордовии, в скором времени в издательстве ИПО «У Никитских ворот» выйдет книга прозы «Отрадная печаль». В неё войдут две автобиографические повести – «Детство» и «Отрочество».

«Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны…» – написал Антуан де Сент-Экзюпери. Вслед за классиками мировой литературы Артёмов обращается к периоду становления личности, исследуя мельчайшие события детских лет, повлиявшие на формирование характера и мировоззрения главного героя.

О драматичной и светлой повести «Детство» мы уже писали в «ЛГ». Её открытый финал (отъезд главного героя и нескольких его друзей из закрывающегося детского дома в школу-интернат) предопределил продолжение. Им стала повесть «Отрочество».

На первых же страницах произведения автор затрагивает проблему системы сиротских учреждений, которая существует до сих пор: речь идёт о постоянном переводе детей из одного учреждения в другое. Уплотнение, перепрофилирование, закрытие и открытие детских домов и приютов… Сирот перебрасывают, как вещи, не задумываясь о том, как постоянные переезды сказываются на их душевном состоянии. Конечно, никакой приют или интернат не в силах по-настоящему заменить ребёнку семью, но, за неимением лучшего, он становится для ребят домом: они привыкают к своим спальням, к столовой, классам и комнатам для игр. Они привязываются к воспитателям и ночным няням, которые становятся «своими», они сближаются друг с другом… И каждый переезд надолго выбивает ребёнка из колеи, вызывая чувство потерянности и одиночества. Особенно остро на смену места реагирует главный герой – чувствительный замкнутый мальчик Артём. Но, как и в повести «Детство», пережить тяготы и лишения сиротской жизни персонажам помогает крепкая дружба.

Её описание особенно трогает. Дети с обострённым чувством справедливости мгновенно пресекают на корню попытку начать травлю: мальчишка из группы, начавший высмеивать болезненного, худого Артёма, немедленно получает сперва словесное предупреждение от его приятелей, а затем – фонарь под глаз. Случается, что им приходится даже спасать друг друга: вот главный герой выталкивает с истончившегося весеннего льда озера своего младшего товарища, а сам по пояс проваливается в воду… А иногда спасти – значит поддержать в моменты грусти. Замечательно иллюстрирует чуткость ребят эпизод, в котором Артём отправляется бродить за пределы интерната – он чувствует себя не в своей тарелке после переезда, но вот к нему прибегают друзья, которые воровали яблоки в саду. И, видя мальчика расстроенным, каждый одаряет его спелым плодом – так, что в итоге герою приходится сложить «урожай» в подол рубашки.

Яблоки становятся в повести своеобразным символом дружбы и симпатии. Так, желая произвести впечатление на девочку, которая ему нравится, Артём отважно лезет на вершину яблони, чтобы сорвать для неё один из последних оставшихся плодов. Эта первая влюблённость, детская, мимолётная, кристально-чистая, выписана автором очень тонко. В тот момент, когда главный герой впервые видит «прекрасную незнакомку» – новенькую девочку Дашу, – проявляется и красота чувства, и поэтичность натуры Артёма: «Она была в чёрных сандаликах, белых колготках, тёмно-коричневом платье с белым ажурным воротником и такими же манжетами. Поверх платья был надет белый, с узорами фартук. Узоры те походили на рисунок на замёрзшем оконном стекле… На её голове сияли два воздушных белых банта. Сначала Артёму казалось, что это были большие бабочки, которые вот-вот вспорхнут и унесут её с собой…» Мгновенно овладевшее главным героем очарование быстро и безболезненно сходит на нет: в столь раннем возрасте дружба легко завязывается – и так же легко прекращается.

Особое место в повествовании занимает описание нехитрых детских радостей: киносеансов, на которых механик позволяет самому зарядить плёнку в проектор; концертов на День учителя, катания на санках с холма, новогодних маскарадов… Примечательно, что живущие в интернате сироты не вспоминают о своих семьях, не завидуют «домашним детям», которых родители забирают на выходные, умеют во всём найти повод для радости («Кто бы мог представить себе тогда, что сиротское детство окажется самым отрадным и счастливым периодом жизни» – так начинается повесть). Вопреки устойчивому стереотипу, что из детдомов и интернатов выходят преимущественно «антисоциальные элементы», Андрей Артёмов показывает, какой должна быть обстановка, чтобы дети выросли добрыми и порядочными.

Огромную роль здесь, конечно, играют воспитатели, их неравнодушие. Мысль о том, что они отчасти заменяют сиротам родителей, проходит через повесть рефреном: «Нина Ивановна пришлась детям по душе: она стала для них как бы матерью, доброй и отзывчивой».

Воспитатели действительно болеют душой за ребят. Вот как одна из них видит своё предназначение:

«– Это совершенно другие дети, – говорила Нина Ивановна. – Природа их самих и без нас во многом образует, но, разумеется, не всех одинаково.

– А на что тогда мы, воспитатели и учителя? – испуганно удивилась студентка-практикантка.

– Мы? – невольно удивлялась в свою очередь воспитатель отряда. – А чтобы выявлять в детях пороки и не дать им, порокам, развиться».

Впрочем, выявляют учителя не только пороки, но и таланты. Так, в вольнице летнего пионерского лагеря у главного героя открываются одновременно талант к музыке и к актёрскому искусству, и оба начинания изо всех сил поддерживают преподаватели, радуясь и удивляясь своему воспитаннику, вчерашнему тихоне.

Помимо воспитателей встречаются на жизненном пути сирот и другие взрослые, иллюстрирующие пословицу «мир не без добрых людей». Так, увидев гуляющих по осеннему полю ребят, комбайнёры взяли их посмотреть на уборку урожая, а потом даже пристроили на работу, где подростки заработали свои первые деньги, познав радость честного труда.

В таком мире, где торжествуют сочувствие и взаимовыручка, хочется жить.

Впрочем, надо отдать должное Андрею Артёмову: он вовсе не идеализирует обстановку интерната, отмечая и конфликты, и драки, не обходя и тему «проблемных детей». Несмотря на все старания неравнодушных взрослых, среди героев всё же находится один «неблагополучный» – мальчик по фамилии Хоренко, получивший прозвище Хорёк (к слову, именно он пытался задирать главного героя). Он обижает маленьких, ворует, убегает из интерната – и в конечном итоге совершает преступление и попадает в детскую комнату милиции. Воспитатели жалеют его, но вынуждены развести руками: в некоторых неблагополучное детство пустило корни слишком глубоко и склонность к саморазрушению уже невозможно искоренить…

В отличие от «Детства» в «Отрочестве» в фокусе автора оказывается преимущественно не сам главный герой, а окружающие его люди и происходящие события. Однако ближе к концу повести Артёмов всё же делает небольшой набросок психологического портрета своего героя, помогающий читателю увидеть, как со временем под влиянием людей и обстоятельств развились в нём черты, наметившиеся в детстве: мечтательность, склонность к уединению, глубина восприятия окружающего мира. Привычка к одиночеству, характерная для тонко чувствующих натур. «А между тем Артём неустанно продолжал свои бродяжничества, часами пропадая в живописных окрестностях. Ему не хотелось, чтобы его кто-то беспокоил», «Иногда осенняя зябь студила его воспалённое воображение. Он, продрогший и голодный (иногда пропускал обеды), возвращался домой»… В этот момент мы понимаем, что перед нами уже не мальчик, а юноша и что все его друзья-подружки тоже находятся на пороге взросления. На смену простым детским переживаниям приходят другие чувства.

Как и бывает в жизни, в повести этот переход героев от детства к юности происходит неожиданно. Только что играли в салочки, а вот уже ведут задумчивые разговоры о будущем в темноте общих спален, делятся друг с другом надеждами и страхами – и ночная няня не пресекает этих полуночных бесед. «Девчонки», подружки по играм, внезапно становятся девушками, с которыми уже нельзя вести себя как прежде. Восторг первого робкого поцелуя и горечь от предстоящей разлуки вытесняют из памяти прежние, детские симпатии…

Вновь обращается автор и к теме становления писателя. Если в повести «Детство» речь шла о первых художественных образах и «пробах пера», то в «Отрочестве» главный герой впервые сталкивается с критикой. Этот эпизод описан автором очень эмоционально. Во время очередной уединённой прогулки Артёму приходит идея рассказа, и он пишет его на вырванном тетрадном листе, который затем случайно находит одна из воспитательниц. Она подбадривает юного автора, говоря, что у него талант, но мягко указывает на недостатки текста. Однако, несмотря на тактичность педагога, ранимый главный герой воспринимает критику очень болезненно, разрывая «рукопись» на мелкие клочки. В образе этого мальчика, с горечью понимающего, что его произведение недостаточно хорошо, мы узнаём характерный для литературы образ творца, уничтожающего своё творение. К этой теме Андрей Артёмов обращался неоднократно, в том числе в своей поэзии.

Финал «Отрочества» отчасти повторяет финал «Детства»: повесть заканчивается отъездом главного героя. На этот раз – в город, в самостоятельную жизнь, где его ждёт учёба, получение профессии и съёмная комната у совершенно незнакомой женщины. Взяв в руки билет на автобус, герой ощущает себя оторванным листом. Теперь он – один в мире, больше не будет рядом друзей и воспитателей, которые все эти годы заменяли ему семью: «Так Артём отправился в свою юность, забрав с собою всё доброе и светлое, что было в его детской жизни. Вот только тогда он по-настоящему начал понимать и чувствовать, как невыносимо тяжела ноша сироты казанской…»

Это горькое осознание – своего рода плата за взросление. Но всё же главный герой с ранних лет очень самодостаточен. А потому читатель отпускает его в будущее с лёгким сердцем и стойкой уверенностью: он вырастет достойным человеком.

Тэги: Людмила Тарасова Андрей Артмов Детство
Обсудить в группе Telegram

Людмила Тарасова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Заметки Сострадамуса

    17.08.2022
  • Светлый след земной

    06.07.2022
  • Сохранить и продолжить

    01.06.2022
  • Страшное и забавное

    13.04.2022
  • Не судите поэта, друзья...

    13.04.2022
  • Страшно!..

    50 голосов
  • Фантастика выживет

    31 голосов
  • Венгерские мотивы

    29 голосов
  • Казань без казёнщины

    17 голосов
  • Сохранить и продолжить

    15 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS