ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Белоруссия не разочаровала

30.03.2023
Белоруссия не разочаровала Российские авторы и издатели приняли участие в XXX Минской международной книжной выставке-ярмарке.

Мы в Telegram

26.03.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

Битва двух столиц

20.03.2023
Битва двух столиц Пролдолжается прием заявок на Второй поэтический баттл «Москва vs Санкт-Петербург».
ЛГ плюс

Дядя Витя стишки не читает

01.04.2023
Дядя Витя стишки не читает Анатолий АРЕСТОВ остается верен себе, воспевая родной Алтайский край.

«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…»

25.03.2023
«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…» В рассказе Анатолия МОЖАРОВА российская глубинка показана «такой, как она есть».

И по весне случаются печали…

16.03.2023
И по весне случаются печали… Поэзию Виктора КАРПУШИНА с полным основанием можно отнести к тихой лирике.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

Новинки для маленьких

31.03.2023
Новинки для маленьких В честь Недели детской книги предлагаем для голосования три новинки для самых юных читателей.

Фестиваль вместо презентации

28.03.2023
Фестиваль вместо презентации О том, как прошло представление альманаха «Словесность-2022», рассказывает Елизавета ТЕРПИЛОВСКАЯ.

«Молодость – богатство старости»

21.03.2023
«Молодость – богатство старости» Под такой темой проходят IX Всероссийские Васильевские чтения-2023, посвященные жизни и творчеству писателя Бориса Васильева.
Позиция

Бандеровцам везде у нас дорога?

27.03.2023
Бандеровцам везде у нас дорога? Известный поэт и музыкант Вадим СТЕПАНЦОВ о предстоящем фестивале «Дикая Мята» под Тулой.

Наши, Враги и Непричёмыши

22.03.2023
Наши, Враги и Непричёмыши Даниэль ОРЛОВ полагает, что в русской поэзии оформился очевиденый раскол.

Такие же, как мы?

15.03.2023
Такие же, как мы? В 1991 году пути России и Украины начали расходиться, а после «майдана» 2004 года этот раскол принял обвальный характер, считает Владислав ШУРЫГИН.

  • Статьи
  • 2015 год
  • № 44-45 (6531) (12-11-2015)
  • Между «Капиталом» и Евангелием

Между «Капиталом» и Евангелием

Тростников Виктор

Между «Капиталом» и Евангелием

Колумнисты ЛГ / Актуальная философия
Тростников Виктор

Теги: философия , мнение , самосознание

В чём историческое значение советского периода

Уже четверть века мы живём в новой России. Но нас по-прежнему преследуют настойчивые воспоминания о советской эпохе, и мы категорически не согласны друг с другом в её оценке. Одни утверждают, что Октябрьский переворот, который нельзя называть революцией, был досадным, совершенно необязательным срывом российского развития, и если бы царь расстрелял депутацию, приехавшую требовать его отречения, а потом подавил бы петроградский хлебный бунт, то мы до сих пор жили бы в благословенной монархии, возглавляемой Божьим помазанником. Другие ностальгируют по Советскому Союзу, считая, что жизнь в нём была справедливой, честной, гуманной и наполненной смыслом. А поскольку людям свойственно персонифицировать причины исторических событий, то первые возвеличивают Николая II, а вторые – Иосифа Сталина.

Этот предмет ожесточённых споров неслучайно возник именно сейчас. Для осмысления исторической эпохи существует оптимальная дистанция отступления от неё. Пока мы к ней слишком близко, за деревьями не видно леса, и второстепенные моменты затмевают сущность. Если же мы отойдём от неё слишком далеко, многое забывается, становится абстрактным и малоинтересным. Наблюдения показывают, что оптимальный срок удаления от закончившейся эпохи для наиболее объективного о ней суждения – 50 лет. Наиболее полное и точное описание Александровской эпохи России Львом Толстым и эпохи Гражданской войны Соединённых Штатов Фолкнером даны через полстолетия. И вот как раз сегодня настал момент, когда апофеоз «развитого социализма» отступил от нас в прошлое именно на эти 50 лет. Наверное, поэтому актуальность оценки этого периода нынче так велика.

Давайте же сделаем попытку найти правильный ответ на вопрос: чем был для нас и для всего мира советский период российской истории? Если нам это удастся, споры, грозящие нашему обществу расколом, сами собой прекратятся, ибо истина одна, и на ней мы все сойдёмся. Для этого нужно прежде всего понять, кем были большевики, спровоцировавшие Октябрьскую революцию.

Сначала выслушаем их самих.

Они утверждали, что хотят построить новый мир, в котором место религии займёт наука, то есть объявили себя атеистами. Историки поверили им на слово, и до сих пор в литературе советский период называют периодом атеизма. Но стоит приглядеться к поведению одержавших победу большевиков, как по этому поводу возникают очень серьёзные сомнения. Придя к власти, они стали сбрасывать колокола, взрывать храмы, жечь иконы, сбивать на кладбищах надмогильные кресты и убивать священнослужителей. Во всём этом проявлялась ненависть к верующим, особенно к православным. Но атеисты не могут так себя вести. Атеист – это человек, которому наука открыла глаза на тот факт, что Бога нет, а следовательно, нет и святынь, которым надо поклоняться. Как он будет относиться к людям, которые всё ещё этого не поняли? Он будет снисходительно смотреть на их поклонение воображаемым святыням как на проявление отсталости и постарается просветить, чтобы они поняли свои заблуждения и навсегда их оставили. Когда ребёнок кормит куклу кашей, не понимая, что кукла в этом не нуждается, родители не бьют же его и не выбрасывают куклу на помойку, зная, что он подрастёт и так вести себя не будет. Нет, как хотите, действия большевиков напоминали действия не атеистов, а совсем других людей! Каких именно?

Во-первых, ранних христиан, которые, входя в языческие храмы, сокрушали идолов. Во-вторых, афганских талибов, которые взорвали огромную статую Будды. В-третьих, исламских экстремистов, разрушивших языческие храмы Пальмиры. А это не только не атеисты, а люди фанатически верующие. Вот в каком ряду оказываются большевики по их поступкам. Слово «фанатически» не имеет здесь осуждающего смысла, оно происходит от греческого «танатос», то есть смерть, и относится к тем, кто готов умереть за свою веру, а любое другое верование – искоренять как конкурентное. Этот признак присутствует в упомянутых случаях. Христиане первых веков иногда по ночам с деревянными мечами нападали на богатые экипажи, будто бы с целью грабежа, чтобы быть убитыми охраной и стать мучениками. У талибов и радикальных исламистов выстраиваются целые очереди, чтобы записаться в смертники. А что у большевиков? В своём культовом гимне они пели:

Смело мы в бой пойдём за власть Советов

И как один умрём в борьбе за это!

Эти наблюдения наталкивают на мысль, что ранние большевики не были атеистами, а имели свою святыню, которую готовы были отстаивать, жертвуя собой. Нет надобности гадать, что это была за святыня, – конечно, коммунизм, невообразимо счастливое будущее потомков, которое станет результатом мировой революции. Этот свой идеал они предложили принять всему человечеству.

Как реагировала на этот вызов христианская цивилизация? К этому времени она уже перестала быть христианской. В XIX веке всякий мало-мальски образованный человек или даже желающий казаться образованным знал, что истина в последней инстанции принадлежит науке, а наука доказала, что Бога нет, а есть законы природы, согласно которым распятый Иисус не мог воскреснуть. Выражая настроение тогдашнего общества, Чехов писал Куприну: «Я с удивлением смотрю на всякого верующего интеллигента», имея в виду, конечно, христианскую веру. Для людей, принадлежавших к христианской цивилизации, оставалось только два варианта: или стать голыми материалистами, вытравить из своей души религиозное чувство и сосредоточить все устремления исключительно на устроении как можно более комфортной жизни на земле, – или сохранить религиозное чувство, обратив его на такой предмет, который не противоречит научному мировоззрению. Короче говоря, надо было либо отказаться от всякой религии, либо придумать такую религию, которая была бы совместима с наукой.

И здесь произошёл великий раскол, более принципиальный и значимый, чем разделение в XI веке на католиков и православных. Западное общество, подготовленное к этому Возрождением и протестантизмом, избрало первый вариант, а русский народ, не имевший такой подготовки, избрал второй: поверил в новую «научную» святыню и тем самым сохранил свою религиозность, по крайней мере до того момента, когда ложность новой святыни вылезет наружу.

Этот раскол имел громадное историческое значение. Как показал Владимир Соловьёв, религиозное чувство, то есть стремление иметь святыню, отличает человека от животных. Отказавшись от этого чувства, западный человек стал на путь превращения в consuming animal – потреб­ляющее животное. Современный западный человек уже не интересуется ничем, кроме телесного комфорта. Русский человек избрал опасный вариант ложной веры, но, по счастью, когда её ложность стала очевидной, наука отозвала своё отрицание Бога и даже стала приводить аргументы в пользу Его существования, так что сохранивший своё религиозное чувство русский народ смог снова обратить его на подлинную святыню, убрав со своего аналоя «Капитал» и возвратив на него Евангелие.

Таким образом, советский период нашей истории оказался для нас промыслительным и даже спасительным, поскольку законсервировал нашу религиозность и не дал нам превратиться, подобно западноевропейцам, в «потребляющих животных». Наша и западная цивилизации принципиально разошлись, о чём неоднократно говорил наш президент.

Таков исторический факт, на признании которого нам всем следовало бы сойтись.

Представляем ведущего рубрики «Актуальная философия». Это православный философ и богослов Виктор Николаевич Тростников. Будучи по первому образованию математиком, в начале своей литературной деятельности подготовил ряд статей и книг по истории математики и математической логике. Постепенно центр тяжести его интересов сместился к религиозной философии. Много лет был профессором Российского православного университета, преподавал философию, философию права и всеобщую историю. Одна из первых его книг о православной философии («Мысли перед рассветом») была опубликована в Париже в 1980 году. Общее число публикаций достигает нескольких сотен.


Оценить:

Оценка: 3.66 - Голосов: 35

Вячеслав Корчагин, 14.11.2015

Конечно , редакция ЛГ вправе приглашать того или иного творческого человека ведущим той или иной рубрики , но мне показалось из обсуждаемой здесь статье (более не читал ) поверхностность , нелогичность , я уж не говорю о личной предубежденности сего философа .
То для него ВОСР это переворот (что же для него есть революция , если смену общественно-политического строя называет переворотом ) , то далее все таки ВОСР , которую почему то спровоцировали ( слово то какое нашел ) большевики . Ну , относительно понятна логика автора , когда он показывает во что превращается западный человкк , отказавшийся от религиозных убеждений . А вот в чем же значение советского периода в истории России сей философ вообще не раскрыл . Попытался привести м...к бороде .
Конечно , редакция ЛГ вправе приглашать того или иного творческого человека ведущим той или иной рубрики , но мне показалось из обсуждаемой здесь статье (более не читал ) поверхностность , нелогичность , я уж не говорю о личной предубежденности сего философа . То для него ВОСР это переворот (что же для него есть революция , если смену общественно-политического строя называет переворотом ) , то далее все таки ВОСР , которую почему то спровоцировали ( слово то какое нашел ) большевики . Ну , относительно понятна логика автора , когда он показывает во что превращается западный человкк , отказавшийся от религиозных убеждений . А вот в чем же значение советского периода в истории России сей философ вообще не раскрыл . Попытался привести м...к бороде .

Николай Денисов, 14.11.2015

-Да, на статью (тем более вескую, аргументированную, беспристрастную) писание Виктора не тянет. Так, мнение одного из всех.
-Да, на статью (тем более вескую, аргументированную, беспристрастную) писание Виктора не тянет. Так, мнение одного из всех.

Михаил Енотов, 19.11.2015

Это как раз тот случай когда- "Мнение автора не совпадает с мнением Редакции "- и соответственно читателя . Про Советский Союз плавно забыто , зато дан акцент , что современная наука признали существование " божественного начала" , которое однако не мешает ей развиваться ! ? Особенно много такой "Науки " в городе Москва , которая в основном "развивается" в сторону строительства Храмов "на душу населения" - по плану !? чуть ли не 300 единиц , а не в сторону новых отечественных инноваций и гипотез ,как ранее - при "коммунистах то" . Ну и ну ! - сказал бы покойный ныне академик В. Гинзбург или С. Капица - "А у нас всегда было другое мнение на объяснения Чудес . Единственное ..."
Это как раз тот случай когда- "Мнение автора не совпадает с мнением Редакции "- и соответственно читателя . Про Советский Союз плавно забыто , зато дан акцент , что современная наука признали существование " божественного начала" , которое однако не мешает ей развиваться ! ? Особенно много такой "Науки " в городе Москва , которая в основном "развивается" в сторону строительства Храмов "на душу населения" - по плану !? чуть ли не 300 единиц , а не в сторону новых отечественных инноваций и гипотез ,как ранее - при "коммунистах то" . Ну и ну ! - сказал бы покойный ныне академик В. Гинзбург или С. Капица - "А у нас всегда было другое мнение на объяснения Чудес . Единственное ..."

Николай Денисов, 14.11.2015

Виктор: "Наша и западная цивилизации принципиально разошлись, о чём неоднократно говорил наш президент.".
-Во-первых, эти цивилизации никогда не сходились. И не сойдутся.
Во-вторых, причем тут президент?
Виктор: "Наша и западная цивилизации принципиально разошлись, о чём неоднократно говорил наш президент.". -Во-первых, эти цивилизации никогда не сходились. И не сойдутся. Во-вторых, причем тут президент?

Борис Кузнецов, 14.11.2015

".... ибо истина одна, и мы на ней сойдёмся..". Истина, конечно, одна, но правда у каждого своя, и вряд ли автор статьи является носителем истины.
Предлагаю проделать небольшой физический опыт: возьмите какой-нибудь небольшой предмет, ну, скажем, карандаш, приподнимите его над столом, разожмите пальцы. Никого не удивит, что карандаш упадёт на стол. Почему он упадёт? А упадёт он в полном соответствии с законом всемирного притяжения, ОТКРЫТЫМ Исааком Ньютоном. А если бы человечество не знало этого закона, падали бы предметы на поверхность земли? Смешной вопрос, конечно! Так вот, можно, конечно, снять с аналоя "Капитал" Маркса и засунуть его куда подальше, можно обсмеивать Маркса и хихикать над его бородой (а на стенке, декорацией, Карлы Марлы борода), но социально-экономический закон прибавочной стоимости, ОТКРЫТЫЙ Карлом Марксом, уничтожить невозможно, потому что он, как и закон всемирного тяготения, существует вне нашего хотения или нехотения.
Применительно к Советскому периоду и к нашему времени, закон объясняет, что в Советское время чистая прибыль, остающаяся от прибавочной стоимости, шла в общественные фонды потребления (образование, здравоохранение, жилищное строительство, армия, наука и т.д), сейчас же чистая прибыль поступает в карманы владельцев заводов, газет, пароходов, и только налог от прибыли поступает в бюджет государства.
А ненависти у большевиков к верующим не было. Если и была ненависть, то к попам, как к верным служителям монархии.
".... ибо истина одна, и мы на ней сойдёмся..". Истина, конечно, одна, но правда у каждого своя, и вряд ли автор статьи является носителем истины. Предлагаю проделать небольшой физический опыт: возьмите какой-нибудь небольшой предмет, ну, скажем, карандаш, приподнимите его над столом, разожмите пальцы. Никого не удивит, что карандаш упадёт на стол. Почему он упадёт? А упадёт он в полном соответствии с законом всемирного притяжения, ОТКРЫТЫМ Исааком Ньютоном. А если бы человечество не знало этого закона, падали бы предметы на поверхность земли? Смешной вопрос, конечно! Так вот, можно, конечно, снять с аналоя "Капитал" Маркса и засунуть его куда подальше, можно обсмеивать Маркса и хихикать над его бородой (а на стенке, декорацией, Карлы Марлы борода), но социально-экономический закон прибавочной стоимости, ОТКРЫТЫЙ Карлом Марксом, уничтожить невозможно, потому что он, как и закон всемирного тяготения, существует вне нашего хотения или нехотения. Применительно к Советскому периоду и к нашему времени, закон объясняет, что в Советское время чистая прибыль, остающаяся от прибавочной стоимости, шла в общественные фонды потребления (образование, здравоохранение, жилищное строительство, армия, наука и т.д), сейчас же чистая прибыль поступает в карманы владельцев заводов, газет, пароходов, и только налог от прибыли поступает в бюджет государства. А ненависти у большевиков к верующим не было. Если и была ненависть, то к попам, как к верным служителям монархии.

, 15.11.2015

Очень глубокий и емкий материал, раскрывающий религиозный смысл истории, который не виден философам-атеистам. А вот сможем ли мы выбраться из либеральной ямы или она станет концом истории, предсказанным Фрэнсисом Фукуямой и русский человек превратится в "потребляющее животное"? Не покидает чувство тревоги при общении с молодежью, которую переформатировали западными "общечеловеческими ценностями". А ведь ей (молодежи) строить Третий Рим... Хотелось бы продолжения темы, поднятой уважаемым Виктором Николаевичем Тростниковым.
Очень глубокий и емкий материал, раскрывающий религиозный смысл истории, который не виден философам-атеистам. А вот сможем ли мы выбраться из либеральной ямы или она станет концом истории, предсказанным Фрэнсисом Фукуямой и русский человек превратится в "потребляющее животное"? Не покидает чувство тревоги при общении с молодежью, которую переформатировали западными "общечеловеческими ценностями". А ведь ей (молодежи) строить Третий Рим... Хотелось бы продолжения темы, поднятой уважаемым Виктором Николаевичем Тростниковым.

Александр Кудряшов, 15.11.2015

Дочитал до сравнения большевиков с игиловцами и потерял интерес. Этот дедушка при всей его внешней пушистости и благообразии, по сути проповедник-миссионер, приехавший обращать туземцев в свою веру. Храмы подчас разрушали не большевики, а сами бывшие прихожане, крестившиеся и венчавшиеся в тех же церквях. Убивали за золотой погон на плечах и чёрную рясу на попе - настолько велика была ненависть к вековым угнетателям и эксплуататорам. Да и вели себя большевики, как вела бы на их месте любая власть, уничтожая выступивших против неё с оружием в руках. Разве не факт, что большинство священников, быстро отказавшись от помазанника божьего, поддерживала белогвардейское движение? Да, культовые знания рушили, поскольку культом были объявлены труд и знания и создавалась новая вера в справедливость и лучшую жизнь. И потому даже в годы гражданской войны уже были основаны десятки, сотни институтов. Я что-то не слышал подобного про ИГИЛ с его головорезами. Конечно, новая власть совместила науку и религию, но только в известном журнале и то как противоположности и противопоставление одного другому. Наука - это факт после опытов и сомнений, религия - голая вера, не допускающая сомнений. Мне нынешний союз высшего духовенства и власти, как и их совместный антисоветский официоз, понятен и неприятен. Неверное представление о мире тесно переплелось с несправедливым государством, пойдя по факту ему на службу в ответ на дарованные церкви права беспошлинной торговли алкоголем и табаком. И сам факт такого союза делает это государство более богоборческим, чем был СССР, поскольку высший клир ничего не делает против наступления государства на социальные права граждан. Разве это бездействие и экстаз клира с правящим классом не оправдание нарушений христианских заповедей и не стремление в средневековье, когда церковь и власть были едины? Это сращивание отвратительно и для атеиста и для верующего. Повсеместно мы видим вместо веры и аскезы любовь к богатству, к часам и "мерседесам", обрядам, то есть внешним проявлениям служения Христу, который вроде бы это не разделял. Почти как в миру, где такое же стремление к дорогим часам и роскоши под заявления и декларации, оборачивающиеся лицемерием и ложью. Незаметно убрали принцип отделения церкви от школы, а уж ныне, после включения специальности "теология" в перечень ВАК и открытия более 50 кафедр теологии за казённый кошт ст. 14 конституции РФ нужно вообще изъять, как нарушаемую и не работающую. Нет смысла писать больше, но вот такое "примирение" мне не по душе. Делайте выводы о власти, собственности и стройте справедливую жизнь для людей и будет вам примирение. Примирения поповством и проповедями не лостигнешь.
Дочитал до сравнения большевиков с игиловцами и потерял интерес. Этот дедушка при всей его внешней пушистости и благообразии, по сути проповедник-миссионер, приехавший обращать туземцев в свою веру. Храмы подчас разрушали не большевики, а сами бывшие прихожане, крестившиеся и венчавшиеся в тех же церквях. Убивали за золотой погон на плечах и чёрную рясу на попе - настолько велика была ненависть к вековым угнетателям и эксплуататорам. Да и вели себя большевики, как вела бы на их месте любая власть, уничтожая выступивших против неё с оружием в руках. Разве не факт, что большинство священников, быстро отказавшись от помазанника божьего, поддерживала белогвардейское движение? Да, культовые знания рушили, поскольку культом были объявлены труд и знания и создавалась новая вера в справедливость и лучшую жизнь. И потому даже в годы гражданской войны уже были основаны десятки, сотни институтов. Я что-то не слышал подобного про ИГИЛ с его головорезами. Конечно, новая власть совместила науку и религию, но только в известном журнале и то как противоположности и противопоставление одного другому. Наука - это факт после опытов и сомнений, религия - голая вера, не допускающая сомнений. Мне нынешний союз высшего духовенства и власти, как и их совместный антисоветский официоз, понятен и неприятен. Неверное представление о мире тесно переплелось с несправедливым государством, пойдя по факту ему на службу в ответ на дарованные церкви права беспошлинной торговли алкоголем и табаком. И сам факт такого союза делает это государство более богоборческим, чем был СССР, поскольку высший клир ничего не делает против наступления государства на социальные права граждан. Разве это бездействие и экстаз клира с правящим классом не оправдание нарушений христианских заповедей и не стремление в средневековье, когда церковь и власть были едины? Это сращивание отвратительно и для атеиста и для верующего. Повсеместно мы видим вместо веры и аскезы любовь к богатству, к часам и "мерседесам", обрядам, то есть внешним проявлениям служения Христу, который вроде бы это не разделял. Почти как в миру, где такое же стремление к дорогим часам и роскоши под заявления и декларации, оборачивающиеся лицемерием и ложью. Незаметно убрали принцип отделения церкви от школы, а уж ныне, после включения специальности "теология" в перечень ВАК и открытия более 50 кафедр теологии за казённый кошт ст. 14 конституции РФ нужно вообще изъять, как нарушаемую и не работающую. Нет смысла писать больше, но вот такое "примирение" мне не по душе. Делайте выводы о власти, собственности и стройте справедливую жизнь для людей и будет вам примирение. Примирения поповством и проповедями не лостигнешь.

сергей копылов, 16.11.2015

Всё в точку, Александр Евгеньевич. Ваш комментарий, с Вашего разрешения, добавляю на свою стр. в Прозе.
Моя оценка такая. Провластными идеологами исторической мистификации подвергается чуть ли не вся писаная история человечества. Пересматриваются роль и значение исторических персонажей, сами исторические факты извращаются, им предаётся нужный для власти смысловой оттенок. И вот уже некий исторический персонаж (сатрап и убийца, насильник и самодур, каким он только и мог быть в то мрачное средневековое время), которому выпало в силу исторической логики перехода к феодальному способу производства осуществить ряд религиозных преобразований, объявляется благороднейшей личностью, наделяется всеми хвалебными чертами, которыми только возможно, возводится в ранг «святого». Делается это наперекор исторической правде и логике, всего лишь в угоду современной идеологической позиции власть имущих. На самом же деле, введение христианства на Руси есть акт неоднозначный, повлекший за собой и массу глобальных негативных социальных тенденций, таких как, например, надолго установившееся на Руси рабство. Церковь оказала огромное влияние на сохранение, консервацию крепостничества, сумела стать опорой феодализма, тем самым оказала гигантское сдерживающее влияние на развитие заложенного в русском народе творческого потенциала. Отсталость России от европейских стран во много объясняется, в том числе, и церковным влиянием. И вот уже Пётр 1 наносит решительный удар духовной диктатуре церкви в культуре, просвещении и т.д. __ Во множестве исторических явлений можно отыскать как положительные, так и отрицательные черты. Главное, как при этом оценивать это историческое явление, с каких позиций, какую методологию оценки применять. Всё зависит, в конечном счёте, от идеологических установок, убеждений оценивающего. __ Судить историю невозможно только с позиций условий идеальных, непогрешимых, которые сегодня осознаны современниками как результат длительного развития социума. Социальная психология каждого отдельно взятого поколения видоизменяется. И чем больший временной разрыв между поколениями, тем отчётливее могут проявляться различия в оценках того или иного исторического периода. Поэтому главное – верная методология оценки, использование того научного багажа в изучении социальных явлений, которого достигло человечество.__ Вот один из таких примеров применения особой методологии оценки событий начала ХХ века. Г-н богослов Виктор Тростников (ЛГ, № 44-45, 2015 г.) старается разобраться в революционной исторической эпохе. Большевики, вооружившись новой религией (верой в справедливое общество), пытаются построить новый мир, однако, придя к власти, «они стали сбрасывать колокола, взрывать храмы, жечь иконы, сбивать на кладбищах надмогильные кресты и убивать священнослужителей» Жуткая картина, терроризм какой-то. И автор тут же, ничтоже сумняшеся, проводит параллель между большевиками и… талибами и исламскими экстремистами. Налицо резкое и обличительное отношение к социалистической революции безо всякого учета и какой-либо оценки того, почему эта революция произошла и отчего народ так ненавидел церковников, что спокойно взирал на экспроприацию церкви. Это первый оценочный посыл г-на богослова. А вот второй. Благодаря революции, русский народ сохранил свою религиозность, ибо этому помогла вера в новое справедливое общество («научную святыню»). И как только «ложность этой научной святыни вылезла наружу», так тут же и восстановилась подлинная православная вера. Таким образом, «советский период нашей истории оказался для нас промыслительным и даже спасительным». __ Что здесь что? Какую на самом деле применяет методологию г-н богослов? Какие цели он преследует, выдвигая все эти идеи?__ Скажем сразу, ни научной методологией, ни логики в его рассуждениях нет никакой. Вернее логика особая, богословская. Есть притянутые «за уши» факты и идеи, выдвинутые на «потребу дня», важные для поиска нужной идеологической линии церкви, тонко ощущающей веяния времени. С одной стороны, подвергнута критике революция, как одно из самых гадких явлений (сродни исламскому фундаментализму), с другой стороны, прозвучала положительная оценка советского периода, способного, оказывается, удерживать, до поры, до времени, религиозность.__ Все эти фантазии никак не связаны с реальной историей, с её многогранностью, с её особой социальной психологией на каждом этапе. Это религиозный смысл истории, это богословский исторический опус, который помогает церкви «держать нос по ветру», тонко улавливая как задачи буржуазной власти (уберечь себя от революции), так и потрафить устойчивому положительному взгляду народа на советский период. А заодно и пнуть «современного западного человека», превратившегося в «потребляющего животного», противопоставить ему «подлинную религиозность». То есть поддержать провластную идеологическую линию опоры на традиционные русские ценности.__ Казуистика современных православных буржуазных идеологов достигла совершенства. Любому социальному явлению приписываются необходимые идеологические черты и даются соответствующие оценки. Но везде, во всех богословских писаниях и статьях мы видим проходящее красной нитью главное – защиту либеральных «завоеваний», поддержку власти, эти «завоевания» удерживающей, порицание любых антивластных поползновений. И всё усиливающееся требование подчинения религиозной идеологии.__ Полностью согласен с комментаторами, критически оценивающими эту статью.
Всё в точку, Александр Евгеньевич. Ваш комментарий, с Вашего разрешения, добавляю на свою стр. в Прозе. Моя оценка такая. Провластными идеологами исторической мистификации подвергается чуть ли не вся писаная история человечества. Пересматриваются роль и значение исторических персонажей, сами исторические факты извращаются, им предаётся нужный для власти смысловой оттенок. И вот уже некий исторический персонаж (сатрап и убийца, насильник и самодур, каким он только и мог быть в то мрачное средневековое время), которому выпало в силу исторической логики перехода к феодальному способу производства осуществить ряд религиозных преобразований, объявляется благороднейшей личностью, наделяется всеми хвалебными чертами, которыми только возможно, возводится в ранг «святого». Делается это наперекор исторической правде и логике, всего лишь в угоду современной идеологической позиции власть имущих. На самом же деле, введение христианства на Руси есть акт неоднозначный, повлекший за собой и массу глобальных негативных социальных тенденций, таких как, например, надолго установившееся на Руси рабство. Церковь оказала огромное влияние на сохранение, консервацию крепостничества, сумела стать опорой феодализма, тем самым оказала гигантское сдерживающее влияние на развитие заложенного в русском народе творческого потенциала. Отсталость России от европейских стран во много объясняется, в том числе, и церковным влиянием. И вот уже Пётр 1 наносит решительный удар духовной диктатуре церкви в культуре, просвещении и т.д. __ Во множестве исторических явлений можно отыскать как положительные, так и отрицательные черты. Главное, как при этом оценивать это историческое явление, с каких позиций, какую методологию оценки применять. Всё зависит, в конечном счёте, от идеологических установок, убеждений оценивающего. __ Судить историю невозможно только с позиций условий идеальных, непогрешимых, которые сегодня осознаны современниками как результат длительного развития социума. Социальная психология каждого отдельно взятого поколения видоизменяется. И чем больший временной разрыв между поколениями, тем отчётливее могут проявляться различия в оценках того или иного исторического периода. Поэтому главное – верная методология оценки, использование того научного багажа в изучении социальных явлений, которого достигло человечество.__ Вот один из таких примеров применения особой методологии оценки событий начала ХХ века. Г-н богослов Виктор Тростников (ЛГ, № 44-45, 2015 г.) старается разобраться в революционной исторической эпохе. Большевики, вооружившись новой религией (верой в справедливое общество), пытаются построить новый мир, однако, придя к власти, «они стали сбрасывать колокола, взрывать храмы, жечь иконы, сбивать на кладбищах надмогильные кресты и убивать священнослужителей» Жуткая картина, терроризм какой-то. И автор тут же, ничтоже сумняшеся, проводит параллель между большевиками и… талибами и исламскими экстремистами. Налицо резкое и обличительное отношение к социалистической революции безо всякого учета и какой-либо оценки того, почему эта революция произошла и отчего народ так ненавидел церковников, что спокойно взирал на экспроприацию церкви. Это первый оценочный посыл г-на богослова. А вот второй. Благодаря революции, русский народ сохранил свою религиозность, ибо этому помогла вера в новое справедливое общество («научную святыню»). И как только «ложность этой научной святыни вылезла наружу», так тут же и восстановилась подлинная православная вера. Таким образом, «советский период нашей истории оказался для нас промыслительным и даже спасительным». __ Что здесь что? Какую на самом деле применяет методологию г-н богослов? Какие цели он преследует, выдвигая все эти идеи?__ Скажем сразу, ни научной методологией, ни логики в его рассуждениях нет никакой. Вернее логика особая, богословская. Есть притянутые «за уши» факты и идеи, выдвинутые на «потребу дня», важные для поиска нужной идеологической линии церкви, тонко ощущающей веяния времени. С одной стороны, подвергнута критике революция, как одно из самых гадких явлений (сродни исламскому фундаментализму), с другой стороны, прозвучала положительная оценка советского периода, способного, оказывается, удерживать, до поры, до времени, религиозность.__ Все эти фантазии никак не связаны с реальной историей, с её многогранностью, с её особой социальной психологией на каждом этапе. Это религиозный смысл истории, это богословский исторический опус, который помогает церкви «держать нос по ветру», тонко улавливая как задачи буржуазной власти (уберечь себя от революции), так и потрафить устойчивому положительному взгляду народа на советский период. А заодно и пнуть «современного западного человека», превратившегося в «потребляющего животного», противопоставить ему «подлинную религиозность». То есть поддержать провластную идеологическую линию опоры на традиционные русские ценности.__ Казуистика современных православных буржуазных идеологов достигла совершенства. Любому социальному явлению приписываются необходимые идеологические черты и даются соответствующие оценки. Но везде, во всех богословских писаниях и статьях мы видим проходящее красной нитью главное – защиту либеральных «завоеваний», поддержку власти, эти «завоевания» удерживающей, порицание любых антивластных поползновений. И всё усиливающееся требование подчинения религиозной идеологии.__ Полностью согласен с комментаторами, критически оценивающими эту статью.

Александр Кудряшов, 16.11.2015

Сергей Викторович, согласен. Воинственных заявлений от священников и "воителей", вроде попов смирновых и илларионов, сегодня слышно меньше. Хотя нет-нет, да и прорвутся их голоса, что Сталин хуже Гитлера, а СССР был хуже фашисткой Германии. "Обабившийся" поп Смирнов как-то вообще договорился до того, что коммунистов нужно убивать. Мне иногда кажется, что у него под жидкой, я бы даже сказал, "либеральной бородёнкой", спрятан топор. А ныне вперёд выпускают вот таких проповедников, как этот автор -тихих, вкрадчивых "уравнителей", только уже не грозных, как указанные выше, а вполне себе благостных, вроде бы поливающих елеем раны, нанесённые воинствующими попами. Лучше бы он остался в математике, глядишь, и пользы было бы больше. Вам привет и наилучшие пожелания здравия и жизнелюбия.
Сергей Викторович, согласен. Воинственных заявлений от священников и "воителей", вроде попов смирновых и илларионов, сегодня слышно меньше. Хотя нет-нет, да и прорвутся их голоса, что Сталин хуже Гитлера, а СССР был хуже фашисткой Германии. "Обабившийся" поп Смирнов как-то вообще договорился до того, что коммунистов нужно убивать. Мне иногда кажется, что у него под жидкой, я бы даже сказал, "либеральной бородёнкой", спрятан топор. А ныне вперёд выпускают вот таких проповедников, как этот автор -тихих, вкрадчивых "уравнителей", только уже не грозных, как указанные выше, а вполне себе благостных, вроде бы поливающих елеем раны, нанесённые воинствующими попами. Лучше бы он остался в математике, глядишь, и пользы было бы больше. Вам привет и наилучшие пожелания здравия и жизнелюбия.

сергей копылов, 16.11.2015

Кстати. Появление в рубрике «Актуальная философия» богослова, антикоммуниста, буржуазного либерала (каким он себя не считает, конечно же!), выступившего сразу же со статьёй, не имеющей никакого отношения к философии, а целиком и полностью являющейся политическим заказом РПЦ, ещё и ещё раз доказывает стремление церкви к идеологическому доминированию, к желанию подменить историческую реальность на выгодные для церкви мифологемы. Буквально из «пальца высасываются» исторические схемы, не имеющие ничего общего с подлинной историей.__ А подлинная история свидетельствует лишь об одном, о том, что религия есть одна из самых опасных идеологических конструкций, постоянно приспосабливающихся к меняющемуся миру, и всегда является одной из базовых подпорок буржуазного мировоззрения. Количество войн и множества других преступлений, совершённых под прикрытием религиозного мировоззрения не поддаётся учёту. И происходящие сегодня события (а по сути – война) как нельзя лучше свидетельствуют об этом. Все гнусности и страшные преступления, осуществляемые ИГ, совершаются под флагом «правильной, подлинной, истинной» религии. Именно религиозный фанатизм есть тот движитель, который приводят в действие воротилы буржуазного мира для реализации своей главной цели – продолжения экономической экспансии и борьбы за геополитическое господство. И как всегда за это расплачивается своими жизнями простой народ, превращаемый церковниками в послушное фанатическое оружие.__ Так почему же об этом не пишет наш богослов, так рьяно взявшийся за обличение большевиков и советской власти? Налицо политический, заказной характер этой статьи. Православная церковь, пользуясь определённой дискредитацией ислама из-за войны с исламским фундаментализмом, пытается усилить своё идеологическое влияние, представить свою религию как альтернативу, как истинно верную и подлинно миролюбивую.__ Подспудно, в России идёт незримая борьба между религиозными конфессиями за паству, за умы прихожан. А в конечном счёте, - за территории, за недвижимость, за финансовые потоки. Но об этом в «философских» опусах господ богословов мы ничего не прочтём. __ А между тем, черносотенный православный фундаментализм тоже не дремлет. Хоругви, шествия, нападения на выставочные залы, требования о закрытии тех или иных не нравящихся мероприятий и т.п. Где богословский анализ этого явления? Рубрика «актуальная философия» видимо призвана представлять читателям самые востребованные, самые насущные философские проблемы. Что же мы видим на самом деле? ЛГ предоставляет свои страницы самым оголтелым антикоммунистам, псевдоучёным, поднаторевшим превращать подлинно философские проблемы в политические. И призыв к примирению атеистов и верующих на такой основе есть просто насмешка над здравым смыслом.
Кстати. Появление в рубрике «Актуальная философия» богослова, антикоммуниста, буржуазного либерала (каким он себя не считает, конечно же!), выступившего сразу же со статьёй, не имеющей никакого отношения к философии, а целиком и полностью являющейся политическим заказом РПЦ, ещё и ещё раз доказывает стремление церкви к идеологическому доминированию, к желанию подменить историческую реальность на выгодные для церкви мифологемы. Буквально из «пальца высасываются» исторические схемы, не имеющие ничего общего с подлинной историей.__ А подлинная история свидетельствует лишь об одном, о том, что религия есть одна из самых опасных идеологических конструкций, постоянно приспосабливающихся к меняющемуся миру, и всегда является одной из базовых подпорок буржуазного мировоззрения. Количество войн и множества других преступлений, совершённых под прикрытием религиозного мировоззрения не поддаётся учёту. И происходящие сегодня события (а по сути – война) как нельзя лучше свидетельствуют об этом. Все гнусности и страшные преступления, осуществляемые ИГ, совершаются под флагом «правильной, подлинной, истинной» религии. Именно религиозный фанатизм есть тот движитель, который приводят в действие воротилы буржуазного мира для реализации своей главной цели – продолжения экономической экспансии и борьбы за геополитическое господство. И как всегда за это расплачивается своими жизнями простой народ, превращаемый церковниками в послушное фанатическое оружие.__ Так почему же об этом не пишет наш богослов, так рьяно взявшийся за обличение большевиков и советской власти? Налицо политический, заказной характер этой статьи. Православная церковь, пользуясь определённой дискредитацией ислама из-за войны с исламским фундаментализмом, пытается усилить своё идеологическое влияние, представить свою религию как альтернативу, как истинно верную и подлинно миролюбивую.__ Подспудно, в России идёт незримая борьба между религиозными конфессиями за паству, за умы прихожан. А в конечном счёте, - за территории, за недвижимость, за финансовые потоки. Но об этом в «философских» опусах господ богословов мы ничего не прочтём. __ А между тем, черносотенный православный фундаментализм тоже не дремлет. Хоругви, шествия, нападения на выставочные залы, требования о закрытии тех или иных не нравящихся мероприятий и т.п. Где богословский анализ этого явления? Рубрика «актуальная философия» видимо призвана представлять читателям самые востребованные, самые насущные философские проблемы. Что же мы видим на самом деле? ЛГ предоставляет свои страницы самым оголтелым антикоммунистам, псевдоучёным, поднаторевшим превращать подлинно философские проблемы в политические. И призыв к примирению атеистов и верующих на такой основе есть просто насмешка над здравым смыслом.

Валентин Иванович Колесов, 18.11.2015

Александр Евгеньевич, живем в разных городах, а мысли Вы мои излагаете - теперь уже по религии.
Для интересующихся: свою позицию я изложил в http ://lit.lib.ru/k/kolesow_w_i/ "Смысл жизни. Идейная отмычка".
Александр Евгеньевич, живем в разных городах, а мысли Вы мои излагаете - теперь уже по религии. Для интересующихся: свою позицию я изложил в http ://lit.lib.ru/k/kolesow_w_i/ "Смысл жизни. Идейная отмычка".

Александр Валентинович Купцов, 16.11.2015

Если бы у идеологов коммунизма хватило бы ума и способностей для того, чтобы транспонировать марксизм к космо-антропоцентрической философии Общего дела Фёдорова-Циолковского, используя в качестве "источников и составных частей" смысловую суть мировых религий, появилась бы метарелигия объединяющая человечество на века.
Если бы у идеологов коммунизма хватило бы ума и способностей для того, чтобы транспонировать марксизм к космо-антропоцентрической философии Общего дела Фёдорова-Циолковского, используя в качестве "источников и составных частей" смысловую суть мировых религий, появилась бы метарелигия объединяющая человечество на века.

Станислав Бражник, 18.11.2015

"Что есть наш мир и в чём его основы..." Основа ( т. е. истина, начало начал ) непостижима и не достижима по крайней мере в обозримом будущем: чем глубже в микромир, тем больше вопросов у учёных на коллайдере ( БАК ). А куда подаваться человеку, в богословы или в бандиты - это его личный нравственный выбор, товарищ Павел.
"Что есть наш мир и в чём его основы..." Основа ( т. е. истина, начало начал ) непостижима и не достижима по крайней мере в обозримом будущем: чем глубже в микромир, тем больше вопросов у учёных на коллайдере ( БАК ). А куда подаваться человеку, в богословы или в бандиты - это его личный нравственный выбор, товарищ Павел.

, 19.11.2015

Уважаемый Виктор Николаевич Тростников! С огромным интересом слушаю в интернете Ваши лекции по древнегреческой философии. Как в свое время зачитывался лекциями по античной философии Мераба Мамардашвили. К сожалению, наше общество еще не свободно от таких богатырей как дубовые воинственные атеисты. Которые остановились в своем духовном развитии мусоля главный ( как они считают) вопрос философии о первичности материи перед Духом и не ведают о метафизике, гносеологии с главным вопросом философии: " Что есть сущее?" Ведь они никогда не открывали труды Платона и Аристотеля, Канта и Гегеля, Киркегарда и Сартра, Соловьева и Бердяева. Они забили себе мозги советскими марксистскими учебниками, где Маркс сведен к паре формул и поднимись сейчас Маркс из могилы, он им ответил точно также, как однажды написал о составителях готской программы: " Если они считают себя марксистами, тогда я не Маркс". Все это грустно и скучно, но когда Вас называют "буржуазным философом" иначе как клеветой невежд это назвать нельзя. Увы, многие в силу возраста так и окостенеют в марксистской догматике и ленинском талмудизме и останутся в прошлом. Ведь история России началась для них с 17 года. Я никогда не был антисоветчиком, но освободившись от бельма атеизма и прозрев понял, что в основе советского строя лежала химера материализма и мещанство всех мастей рано или поздно свернет ему шею и возьмет курс в светлое буржуазное прошлое. Но буржуазность и Россия есть антиномия. Будущее России, если оно есть, только в православном социализме.
Уважаемый Виктор Николаевич Тростников! С огромным интересом слушаю в интернете Ваши лекции по древнегреческой философии. Как в свое время зачитывался лекциями по античной философии Мераба Мамардашвили. К сожалению, наше общество еще не свободно от таких богатырей как дубовые воинственные атеисты. Которые остановились в своем духовном развитии мусоля главный ( как они считают) вопрос философии о первичности материи перед Духом и не ведают о метафизике, гносеологии с главным вопросом философии: " Что есть сущее?" Ведь они никогда не открывали труды Платона и Аристотеля, Канта и Гегеля, Киркегарда и Сартра, Соловьева и Бердяева. Они забили себе мозги советскими марксистскими учебниками, где Маркс сведен к паре формул и поднимись сейчас Маркс из могилы, он им ответил точно также, как однажды написал о составителях готской программы: " Если они считают себя марксистами, тогда я не Маркс". Все это грустно и скучно, но когда Вас называют "буржуазным философом" иначе как клеветой невежд это назвать нельзя. Увы, многие в силу возраста так и окостенеют в марксистской догматике и ленинском талмудизме и останутся в прошлом. Ведь история России началась для них с 17 года. Я никогда не был антисоветчиком, но освободившись от бельма атеизма и прозрев понял, что в основе советского строя лежала химера материализма и мещанство всех мастей рано или поздно свернет ему шею и возьмет курс в светлое буржуазное прошлое. Но буржуазность и Россия есть антиномия. Будущее России, если оно есть, только в православном социализме.


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
01.04.2023

«Гипертекст»: финал

3 апреля встречаемся в Большом зале ЦДЛ на главном литературном событии весны!
01.04.2023

За профессиональное мастерство

Заместитель главного редактора «ЛГ» Леонид Колпаков получил премию в области журналистики «Золотое перо России».
31.03.2023

«Увидеть неизвестное» на Крымском валу

Эта выставка продолжает проект «Моя Третьяковка. Из виртуального в реальное», первая часть которого завершилась в феврале 2023 года.
31.03.2023

Книги об «особых» героях – в помощь инклюзивному обществу

В РГБМ соберутся специалисты в сфере работы с людьми с аутизмом, родители аутичных детей и подростков.
30.03.2023

Представят «Слова и смыслы»

4 апреля состоится презентация нового литературно-публицистического альманаха.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Си бемоль мажор

Мажорная тональность явно подходит для оценки визита председателя КНР Си Цзиньпи...

Литература
Дмитрий Воденников

Две наклейки

Две наклейки, две наклейки есть у меня в доме. Обе чужие, я никогда сам ничего на...

Культура
 Фёдор Шеремет

Страница и экран

Далёким от литературы людям экранизация даёт как бы концентрат произведения, а заядлым...

Литература
Сазанович Елена

Буревестник

28 марта 1868 года родился Максим Горький

События и мнения
Амелин Ростислав

Свет звезды

Космическая угроза № 1 – Бетельгейзе: Альфа Ориона и одна из величайших звёзд во...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда